"мистраль", плавучая мечта. Египет передает «Мистрали» России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О происхождении «Мистралей» известно в мельчайших подробностях.

Универсальные десантные вертолетоносцы-доки, принятые на вооружение ВМС Франции в количестве трех единиц. Крупные корабли полным водоизмещением свыше 20 тыс. тонн со сплошной полетной палубой, ангаром для размещения авиатехники и кормовой доковой камерой для десантных катеров.

Строятся по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что положительным образом сказывается на снижении стоимости и ускорении темпов их постройки. Максимальная длительность постройки УДК «Мистраль» с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев. Стоимость покупки двух кораблей в рамках «российского контракта» составила 1,2 млрд. евро, что соответствует стоимости одного десантного транспортного корабля-дока типа «Сан Антонио» (США). Впечатляет.


"Тигры" на палубе "Мистраля"


Использование в конструкции УДК норм и технологий гражданского судостроения представляется оправданным решением - концепция применения УДК не подразумевает прямого участия в боевых действиях. Высокая живучесть, стойкость к гидродинамическим ударам и боевым повреждениям, наличие ударного вооружения - все эти пункты к «Мистралю» не относятся. Задачами корабля-парома являются доставка экспедиционного батальона морской пехоты в любую точку мира, загоризонтная высадка личного состава и техники в конфликтах низкой интенсивности с использованием вертолетов и морских десантных средств, участие в гуманитарных миссиях, выполнение функций госпитального корабля и командного пункта. Боевой информационный центр на борту французского «парома» оснащен на уровне БИЦ крейсера с системой «Иджис».

Вот только насколько «французским» является этот «паром»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l"Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков: финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы), шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»), польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар). Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group - мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA. Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов - единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект «Мистраль» не ограничивается европейским континентом: нити этой тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций - носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием: основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения - отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из УДК «Мистраль».

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственной норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» - Dixmude (L9015) - достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… - весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное кол-во зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции - универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока. К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали, 2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка (92ème Régiment d’Infanterie).

Корабль без Родины

С французскими «Мистралями» все предельно очевидно - корабли построены совместными усилиями стран-партнеров. Тесные экономические, политические и военные связи между странами Еврозоны и даже такой далекой, но на деле близкой, Республикой Кореей не подлежат сомнению. Единые международные стандарты и транснациональные компании стирают границы государств, объединяя под своим началом научный и промышленный потенциал многих стран.

Но где и как строятся «Владивосток» и «Севастополь» - два десантных вертолетоносца, предназначенные для ВМФ России?

Согласно контракту, ставшему крупнейшей военной сделкой между Россией и странами Запада с момента окончания Второй мировой войны, в 2014 и 2015 году корабельный состав отечественного ВМФ должен пополнится двумя импортными УДК российско-французской постройки.
От слов быстро перешли к делу:

1 февраля 2012 года в Сен-Назере началась нарезка металла для первого корабля, получившего название «Владивосток». 1 октября того же года начались работы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге - согласно контракту, отечественные судостроители должны построить 20% секций кормовой части вертолетоносца.

Нетрудно догадаться, что генеральным подрядчиком стала южнокорейская STX - именно она, при поддержке французской оборонной компании DCNS и ряда сторонних поставщиков, строит вертолетоносцы для ВМФ России на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере.

26 июня 2013 года Балтийский завод выполнил в срок запланированный объем работ, спустив на воду корму нового «Мистраля» - спустя месяц кормовая секция была благополучно доставлена в Сен-Назер для последующей стыковки с основной частью корабля.

15 октября 2013 десантный корабль «Владивосток» был официально спущен на воду. После завершения всех работ на французской верфи, он перейдет к достроечной стенке завода «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для окончательного насыщения отечественным оборудованием.

Ожидается, что новый вертолетоносец войдет в состав ВМФ России в конце 2014 - начале 2015 гг. Менее трех лет с момента закладки! Невиданный результат для отечественного кораблестроения, где один фрегат может строиться на протяжении 8 лет.

Второй корабль «русской серии» - «Севастополь» - был заложен 18 июня 2013 года. Он будет строиться по аналогичной схеме, лишь с той разницей, что Балтийский завод обеспечит строительство 40% корпуса УДК. Корабль должен войти в строй до конца 2015 года.

Также договор между Россией и Францией включает в себя опционы на постройку третьего и четвертого вертолетоносца по лицензии на собственных промышленных мощностях - предполагается, что для этих целей будет сооружена новая верфь на о. Котлин. Но, как стало известно в конце 2012 года, планы по реализации данных опционов были перенесены с 2013 на 2016 год, что придает всей истории туманный оттенок неопределенности.

Среди поставщиков и контрагентов во всемирной промышленной цепочке значатся: российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители). Чрезвычайно важным представляется участие Thales Group - оборудование и системы, поставленные этой компанией представляют наибольший интерес для российского ВПК (в первую очередь - боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»). Также, российский вертолетоносец обещают оснастить инфракрасными поисково-прицельными системами Vampir-NG французской фирмы Sagem. Несмотря на обилие иностранного оборудования, французы обещают провести полную русификацию всех систем корабля во избежание возникновения каких-либо проблем при его эксплуатации в составе ВМФ России.

Авиагруппа будет представлена отечественными транспортно-боевыми вертолетами Ка-29 и ударными машинами Ка-52. Первый из российских «Мистралей» придется оснастить скоростными катерами французского производства - компоновка и размеры док-камеры изначально рассчитывались под габариты техники НАТО. Потому эффективное размещение внутри «Мистраля» существующих десантных средств российского производства не представляется возможным. Впрочем, это не самая большая проблема, к тому же, она была успешно решена.

Считая количество субподрядчиков, принявших участие в создании вертолетоносца для ВМФ России, можно спеть «Интернационал» - французский десантный корабль оказался по факту «Ноевым ковчегом», вобравшим в себя технологии и участников со всего света.
И стоит признать: проект удался на все 100%.

Несмотря на гневные упреки в «растрате» государственных средств, «Мистрали» получились ОЧЕНЬ дешевыми. 600 млн. евро (800 млн. долл.) за каждую боевую единицу - даже с учетом всех дополнительных процедур, связанных с доводкой систем корабля, проведением его испытаний и устранения выявленных недостатков - стоимость «Мистраля» не превысит миллиарда долларов. Это невероятно много с точки зрения среднестатистического россиянина. Но сущие копейки по меркам современного кораблестроения.

800 млн. долл. - за такие деньги сейчас не построить даже нормальный эсминец. Американские «Берки» обходятся Пентагону по 1,8-2 млрд. долл. за штуку. Стоимость маленького российского корвета проекта 20385, по словам Главкомата ВМФ, может достигать 560 млн. долл. (18 млрд. руб.)!

В данном случае мы имеем крупный вертолетоносец водоизмещением 20 тысяч тонн. К тому же построенный в предельно сжатые сроки - результат налицо, и какой-либо коррупционной составляющей здесь заметить сложно. Построить что-либо подобное за меньшую цену не представляется возможным.

Моряк, сними лапти, ступая на палубу демократичного европейского «Мистраля»!

Опасения в том, что «Мистраль» не сможет эксплуатироваться при температурах ниже +7 градусов Цельсия, совершенно безосновательны.

Россия, наряду со Скандинавией и Канадой, несомненно, являются самыми северными странами в мире. Но позвольте узнать, как это относится к «Мистралю»? Никто не говорит о его базировании на Крайнем Севере - Россия, к счастью, чудовищно велика и у нас достаточно других мест базирования с более адекватными природно-климатическими условиями. Новороссийск. Прогноз погоды на 1 декабря - плюс 12°С. Субтропики.
Владивосток холоднее. Широта крымская, долгота колымская. Тем не менее, и там эксплуатация УДК не должна столкнуться с какими-либо критическими затруднениями - операционная зона Тихоокеанского флота включает в себя весь Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, где, как известно температура редко опускается ниже +7° по Цельсию.
«Мистраль» не годится для действий в Арктике. Но ему там попросту нечего делать. Но зато есть чем заняться в Средиземке и других южных морях.

Заявления о несоответствии инфраструктуры мест базирования и стандартов отечественной солярки европейским нормам не стоят свеч. «Мистраль» не настолько велик, как его представляют - например, он меньше атомного крейсера «Петр Великий». Длина вертолетоносца всего на 35 метров превышает длину среднестатистического БПК или эсминца. Порожнее водоизмещение этого «парома» с выгруженным авиакрылом, катерами, техникой, запасами вооружения и топлива не должно превышать 15 тыс. тонн.


Dixmude (L9015) по сравнению с фрегатом типа "Лафайет" (полное в/и 3600 т.)


Единственная проблема может быть связана с обслуживанием винторулевых колонок типа «Азипод». В принципе, с этим вопросом следовало бы обратиться в судоремонтные центры на Балтике и на Севере, однако, не так давно были обозначены планы о строительстве крупного судостроительного предприятия на Дальнем Востоке в сотрудничестве с Южной Кореей - к тому времени, когда прибудут «Мистрали» все должно быть решено.
«Мистраль» по размерам в два раза меньше советских авианесущих крейсеров - будем надеяться, что он не повторит их судьбу и получит вовремя всю необходимую береговую инфраструктуру.

Что касается несоответствия отечественных марок и сортов ГСМ высокотехнологичным двигателям «Мистраля»… Кого сейчас удивишь «диковинной» импортной техникой - финскими дизель-генераторами фирмы «Вяртисля»?

Самые грозные обвинения, предъявляемые к французским «паромам» - их низкий боевой потенциал и абсолютная бесполезность в рамках оборонительной концепции применения отечественного ВМФ. «Каютоносец» сам нуждается в качественном прикрытии с моря и с воздуха и не способен участвовать в морском бою. Полный ход 18 узлов. Вместо серьезных систем самообороны - ПЗРК и пулеметы. Мощные радиолокационные средства? Гидролокатор? Ударное вооружение? Противолодочные ракетоторпеды? Ничего этого нет и быть не может - оттого и столь низкая цена за столь крупный корабль. С точки зрения военно-морского флота, «Мистраль» представляет собой пустую коробку. Наличие 16 вертолетов уже ничего не значит в современном бою - Ка-52 не конкурент истребителю-бомбардировщику.

Но стоит открыть подшивку новостей за 2013 год - где и чем занимается отечественный ВМФ - все немедленно становится на свои места. «Мистраль» не годится для борьбы с АУГ «вероятного противника», зато идеально соответствует задачам обеспечения присутствия ВМФ России на просторах Мирового океана. Крупный корабль с монументальным внешним обликом и современным дизайном, способный месяцами находиться «на передовой» - у побережья Сирии или где требуется. Комфортабельные помещения для батальона морской пехоты. Грузовая палуба для бронетехники. Вертолеты. При необходимости можно доставить «гуманитарную помощь» союзникам - причем самыми разными способами. Неоверсия советского БДК!

В целом, вердикт положительный. Единственный по-настоящему стоящий вопрос: мог бы ВМФ России обойтись без покупки этих кораблей? Эксперты различного уровня сходятся во мнении, что покупка «Мистралей» - далеко не самое рациональное решение. У нас пока еще достаточно БДК из «советского задела». Строятся новые - проект 11711 «Иван Грен». Но ощущается критическая нехватка боевых кораблей I и II рангов - крейсеров, эсминцев, фрегатов. Настолько, что приходится собирать средиземноморскую эскадру со всех четырех флотов.

Наконец, если нашим специалистам так не терпелось познакомиться с «продвинутыми» западными технологиями - можно было приобрести технику интереснее, чем французский «паром». Пусть даже с БИУС «Зенит-9» и ИК-сенсорами Vampir-NG.

Например, было бы любопытно осмотреть вблизи франко-итальянский фрегат (эсминец) типа «Горизонт» - самый мощный и совершенный корабль ПВО в мире после британского «Дэринга». Если «Горизонт» окажется слишком секретным, в качестве «демонстратора» новых технологий могла подойти неатомная подлодка типа «Скопрен» с двигателем Стирлинга. То, аналогов чего у нас пока нет. Французы (DCNS) и испанцы (Navantia) с удовольствием строят такую технику на экспорт: для флотов Индии, Малайзии, Бразилии, Чили…

Увы, интересы моряков остались в тени геополитических интриг. Мы выбрали «Мистраль». Так забирайте его скорее, без лишних слов! Пока выделенные средства не ушли в оффшоры.

Тем более, кораблик и вправду неплох.

Для ВМФ России. Первое событие оптимистического характера произошло 1 февраля в маленьком портовом городке Сен-Назер на западе Франции – в этот день на верфи STX France началась нарезка металла для первого универсального десантного корабля-вертолетоносца «Мистраль а-ля рус». Попутно стало известно имя будущего корабля – «Владивосток».
Примечательно, что, несмотря на российско-французский характер соглашения, постройка двух «Мистралей» для ВМФ России де-факто ведется на верфи STX, принадлежащей Южной Корее! Масштабный интернациональный проект, в который втянута добрая половина мира. Общая стоимость контракта, согласно открытым источникам, составила 1,7 миллиарда евро.

Вторая важная новость была озвучена в сентябре: Минобороны России приняло решение провести необычный аукцион. Лот – самый крупный на сегодняшний день десантный корабль ВМФ России, последний БДК проекта 1174 (шифр «Носорог»).

Миллион долларов!

Миллион долларов. Кто больше?

Два миллиона!

Два миллиона раз! Два миллиона два…

И «Митрофан Москаленко» ушел с молотка.

Впрочем, результаты этого фарса известны заранее – «Митрофан Москаленко» не уйдет дороже $2,5 млн. – такова максимальная рыночная стоимость 11 тысяч тонн стальных конструкций корпуса старого корабля. Последний из крупных советских БДК продается по цене обычного металлолома.
На резонный вопрос: Зачем вы это делаете? – у представителей Минобороны нашелся вполне аргументированный ответ:

Минобороны России приняло решение списать и пустить на лом БДК «Митрофан Москаленко» прежде всего из экономических соображений. Его ремонт обошелся бы в сумму, на которую можно построить как минимум два малых артиллерийских корабля. А со стратегической точки зрения его востребованность неочевидна - Россия пока не собирается никуда высаживать морской десант

Все идет как обычно. Казалось бы, какое отношение имеет покупка во Франции сверхсовременного вертолетоносца к трагикомедии с утилизацией старого советского хлама? Источник в Минобороны совершенно прав: учитывая современное состояние ВМФ России и общую геополитическую обстановку в мире, проведение морских десантов возможно лишь в виде совместных операций силами России и стран НАТО. Очевидно, что это противоречит внешнеполитическим интересам России, а, следовательно, десантные корабли ВМФ России не нужны в принципе.

Немаловажен экономический фактор – ремонт старого БДК «Митрофан Москаленко» обойдется, как постройка двух новых малых артиллерийских кораблей… Стоп!
Сравнивать МАК и БДК? Ребята, это звучит так же нелепо, как рекламный слоган: «Купи машину и получи в подарок бейсболку». МАК и «Митрофан Москаленко» - вещи двух разных категорий. 14000-тонный универсальный океанский корабль и 500-тонный прибрежный катер с примитивным вооружением.

Говорите, что ремонт «Москаленко» стоит, как постройка двух новых малых артиллерийских кораблей? Согласно официальным данным, постройка малого артиллерийского корабля «Астрахань» (головной МАК проекта 21630 «Буян») обошлась России в 372 млн. рублей. Или около 10 миллионов, если считать в европейской валюте. Два малых артиллерийских корабля – 20 млн. евро.
Для сравнения: покупка каждого «Мистраля» обошлась России в 800 млн. евро!
Но корректно ли сравнивать между собой устаревшее корыто советской постройки и суперсовременный французский корабль?

Универсальный десантный вертолетоносец-док типа «Мистраль»

Стандартное водоизмещение 16500 тонн.
Полное водоизмещение 21300 тонн.
Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,3 м.
ГЭУ: три 32-цилинровых корабельных дизель-генератора («Вяртисля», Финляндия).
Движитель: две винторулевые колонки типа «Азипод» («Роллс-Ройс», Великобритания).
Максимальная скорость 18,8 узлов.
Дальность плавания: 10700 морских миль на экономической скорости 15 узлов.

Десантные возможности:
- док-камера, 4 десантных катера типа CTM или 2 быстроходных десантных катера на воздушной подушке типа LCAC;
- полетная палуба, вертолетный ангар, два подъёмника. До 16 единиц крупной авиатехники: боевых, транспортных или многоцелевых вертолетов (зарубежные NH-90, «Тайгер»; отечественные Ка-27, Ка-29, Ка-52 «Аллигатор»).
- «Мистраль» способен принимать на борт танковый батальон – 40 ОБТ «Леклерк» или до 280 единиц грузовиков и легкой бронетехники.
- помещения личного состава рассчитаны на размещения 450 морских пехотинцев (с возможностью кратковременного увеличения до 900 человек).

Оборонительное вооружение: два ЗРК самообороны Simbad (на базе ПЗРК), два автоматических орудия калибра 30 мм.


Dixmude (L9015) в заливе Джунии (Ливан)


«Мистраль» просто очарователен. Автоматизированный «all-electric vessel», требующий минимальной логистической поддержки. Универсальный «демократизатор», способный в экстренном порядке доставить батальон морпехов, снаряжение и технику в любой район Мирового океана. Грузовые рампы, быстроходные катера и вертолеты.

Грандиозный флагманский командный пункт: амфитеатр площадью 900 кв. метров, 160 рабочих мест операторов, спутниковая связь. Эффективное управление флотским соединением или любой общевойсковой десантной операцией.

Оборудованный госпиталь площадью 750 кв. метров c возможностью увеличения по модульному принципу, за счет других помещений корабля. В случае необходимости, здесь может быть обеспечена работа 100 человек медперсонала в 12 операционных.

Самые современные средства обнаружения: трехмерный радар Thales MRR-3D-NG, обеспечивающий контроль воздушной обстановки в радиусе 180 км от борта корабля. Или инфракрасная поисково-прицельная система «Vampir NG», способная засекать и брать на сопровождение низколетящие противокорабельные ракеты и быстроходные катера в любое время суток и при любых погодных условиях.

«Мистраль» действительно классный корабль, настоящий шаг вперед на уровне размещения экипажа и десанта. Новейшая электроника и системы управления, просторная полетная палуба. Вместительные трюма и комфортабельные кубрики. Настоящий десантный вертолетоносец-док ХХI века.

Большой десантный корабль проекта 1174 (шифр «Носорог»)

Стандартное водоизмещение 11 500 тонн;
Полное водоизмещение 14 000 тонн;
Длина 157,5 м, ширина 24 м, осадка 6,7 м.
ГЭУ: две газотурбинные установки М8К (2 х 18 000 л.с.);
Максимальная скорость 21 узел.
Дальность плавания: 7500 морских миль на экономической скорости 14 узлов.

Десантные возможности:

«Носорог» способен принять на борт до 2500 тонн грузов: в носовой части БДК имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12 м, высота около 5 м), в кормовой корабля расположена доковая камера (длина 75 м, ширина 12 м, высота около 10 м) .

БДК обеспечивает транспортировку и высадку мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, БМП, танки, автомобили и т.п.). При отсутствии десантных средств в док-камере, «Носорог» может принять на борт танковое подразделение с 46 основными боевыми танками. Автономность – 15 суток при перевозке 500 десантников или 30 суток при перевозке 250 десантников.

Носовая сходня длиной 32 метра с гидравлическим приводом. Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на необорудованное побережье при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. По статистике, БДК пр. 1174 может обеспечить высадку с помощью носовой сходни на 17% побережья Мирового океана.

Грузовая рампа для приема и высадки десанта на оборудованный причал.

Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято шесть десантных катеров пр. 1176 (вместимость 1 ОБТ, скорость 10-11 уз.) или три быстроходных десантных катера на воздушной каверне пр. 11770 «Серна» (скорость до 27 узлов при волнении 3 балла).

Авиационное вооружение: две вертолетные площадки с системами дозаправки, на корабле возможно базирование до 4 транспортно-боевых вертолетов Ка-29.
Также, «Носорог» оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море.

Встроенное вооружение:
- ЗРК малой дальности «Оса-М» (боезапас 20 ракет);
- спаренная артиллерийская установка АК-726 калибра 76 мм;
- две батареи зенитных автоматов АК-630;
- две реактивные системы залпового огня А-215 «Град-М» для артиллерийской поддержки десанта.


Монументальный корабль! Хищный «челюсти» носовых ворот, конструктивный дифферент на корму, тяжеловесная развитая надстройка. В общем, настоящий Носорог!

Еще в 1978 году ВМФ Советского Союза получил уникальную морскую технику – не имеющий аналогов универсальный десантный корабль, способный производить высадку подразделений морской пехоты как непосредственно на оборудованный или необорудованный берег, так и без подхода к побережью: плавающую технику – прямо на воду, неплавающую - доставлять к берегу на десантных катерах. В это же время, личный состав десанта мог быть доставлен в любое место на побережье с помощью имевшихся на борту транспортно-боевых вертолетов.

Однако, роль «Носорога» не ограничивалась лишь доставкой и высадкой десанта – при необходимости, корабль мог оказать морпехам солидную огневую поддержку: две установки РСЗО «Град-М» (2 х 40 направляющих калибра 122 мм, время перезарядки – 2 минуты) и носовая 76 мм спаренная артиллерийская система АК-726. Имелся даже собственный ЗРК «Оса-М»!

В отличие от всеми любимого «Мистраля», БДК «Носорог» действительно имеет меньшую автономность и меньшую эффективность при проведении десантных операций на другом краю Земли. Но так ли это было важно? В своё время ВМФ СССР имел морские базы и пункты материально-технического снабжения по всему миру – от Вьетнама и Кубы, до и Сомали. Что касается современного ВМФ России, то нашим морякам явно не придется высаживать десанты во Французской Полинезии - более высокая автономность «Мистраля» останется невостребованной. Другими словами, по дальности плавания и автономности «Мистраль» в российских условиях не имеет никаких преимуществ перед старым БДК проекта 1174.


Грузоподъёмность и вместительность «Мистраля» естественно больше – он в 1,5 раза крупнее «Носорога». Но так ли заметно преимущество французского корабля? Рекламные буклеты заявляют о 120 единицах автомобильной техники на борту советского БДК и 280 единицах техники на борту «Мистраля».
Но, важно понимать, что военный корабль не является средством для перегона поддержанных иномарок из Японии. Идущим в бой десантникам требуется вполне определенная техника – ТАНКИ. Практика показывает, что без поддержки тяжелой бронетехники вступать в бой проблематично и опасно. Десанту обязательно нужен ОБТ.

Сколько же основных боевых танков поместится на борту «Мистраля» и «Носорога»?
Ответ парадоксален: одинаково! В среднем - по одному батальону в составе 40 ОБТ. Похоже, не всякая грузовая палуба на «Мистрале» выдержит вес 50-тонной боевой гусеничной машины. Правда, в этом случае у «Носорога» тоже возникнут неприятности – придется отказаться от десантных катеров, разместив танки в опустевшей док-камере.
(существуют различные пессимистичные предположения, что максимальное число ОБТ на борту «Мистраля» не может превышать 5…13 единиц – танки размещаются на площадке перед док-камерой и непосредственно на борту десантных катеров. Остальные палубы и пандусы французского корабля имеют ограничение по массе бронетехники – не более 32 тонн)

Что касается авиационного вооружения – отечественный БДК, конечно, в чистом проигрыше: в 3 раза меньше посадочных площадок, всего четыре вертолета. Впрочем, какое это имеет значение в реальной жизни? – для настоящей десантной операции требуется в ДЕСЯТКИ раз больше винтокрылых машин. Возьмем в качестве примера Фолклендский конфликт – локальное морское побоище на краю Земли. Тем не менее, в операции было задействовано … 130 британских вертолетов!


У советского десантного корабля есть своё важное преимущество – солидный комплекс встроенного вооружения. Масса , установленного на борту БДК, превышает 100 тонн – «Носорог» со всех сторон ощетинился пусковыми установками ракет и стволами артиллерийских орудий.

Конечно, никто не питает иллюзий по поводу боевых возможностей устаревшего ЗРК «Оса-М» … но что мешает демонтировать комплекс и взамен поставить что-то другое? Например, компактный корабельный ЗРК «Штиль». Не устраивает 26-тонная артиллерийская установка АК-726? Смените её на новую систему А-192 большего калибра. И что мешает установить вместо батареи «металлорезок» АК-630 ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш»?
Наконец, реактивные системы залпового огня «Град». Легендарное оружие даже спустя полвека остается одним из самых смертоносных ракетно-артиллерийских систем и вряд ли нуждается в замене.

Вы скажете, что это очень дорогое предложение, потребуется кардинальная переработка проекта «Носорог»… ну, так что ж, на покупку каждого «Мистраля» планируется потратить 800 млн. евро. Есть уверенность, что половины этой колоссальной суммы хватило бы на модернизацию старого БДК «Носорог».

В результате, мы наблюдаем интересную ситуацию: исходя из реалий ВМФ России, старый советский БДК соответствует своему заморскому конкуренту по большинству из заявленных характеристик. Более того, «Носорог» гораздо предпочтительнее при выполнении основной задачи десантных кораблей – доставке на берег тяжелого снаряжения и бронетехники (все остальное могут сделать обычные контейнеровозы и эсминцы). В отличии от «Мистраля», ему не нужно тратить время на перемещение танков с грузовых палуб на десантные катера с их последующей выгрузкой на побережье. Заполнение док-камеры водой, швартовка катеров… слишком долгая и трудоёмкая операция.


«Носорог» просто подойдёт к берегу, воткнет в песок носовую сходню и высадит технику своим ходом. Пусть вас не пугает статистика, что лишь 17% побережья Мирового океана пригодно для высадки через носовую сходню БДК (подходящий уклон дна, характер грунта и т.п.) – в реальности это означает сотни тысяч километров береговой линии. Подходящее место можно найти всегда.

Впрочем, дело даже не в количестве пушек и танков на борту «Носорога» или «Мистраля». Те статьи по национальной экономике, которые удалось прочесть автору, однозначно свидетельствуют: самое выгодное вложение средств – вложения в собственное производство. Протекционизм, защита отечественного производителя, таможенные барьеры – всё это реальное подтверждение данной теории.

Чтобы избежать нездоровых ассоциаций, заметим, что к «Носорогу» следующий пассаж не относится.
Иногда бывает не важно, что отечественная техника по своим ТТХ уступает зарубежным аналогам – главное, что она построена в России. Отечественные верфи и заводы загружены работой, растет благосостояние населения. Простые, интуитивно понятные выводы.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

Египетские власти и военные действуют достаточно закрыто и медленно, поэтому любой более ранний рассказ о судьбе «Мистралей» которые были приобретены Египтом для своего военно-морского флота неизбежно бы содержал элементы домыслов и фантастики. Сейчас все более или менее прояснилось и мы можем рассказать то, что известно о сделке. Итак, все же Египет купил злополучные «Мистрали» и даже утверждает, что нашел им применение. Мы изложим известные нам данные в виде вопросов и ответов.

Где сегодня Мистрали?

Египет купил «Мистраль» или Египет купил «Мистрали»?

Египет купил один «Мистраль» — а именно «Владивосток» . Второй скорее всего приобретут Объединенные Арабские Эмираты. Для этого необходимо согласие Москвы, так как на борту кораблей находится российское оборудование. В случае с Египтом согласие было достигнуто быстро. Любая страна, претендующая на второй «Мистраль» будет вести переговоры также с Россией. Из числа покупателей исключены откровенно враждебные Российской Федерации страны.

Когда состоялось подписание контракта на получение «Мистраля» Египтом?

Переговоры начались в августе. Подписан контракт был лично президентом страны Абделем Фатта аль-Сиси и президентом Франции Олландом. Это произошло в ходе двухсторонней встречи во Франции. 23 сентября был опубликован пресс-релиз, в котором было сказано, что Франция и Египет в общих чертах договорились о том, что один из «Мистралей» покупает Египет. Франция неоднократно , так как Олланду нетерпелось доказать, что Франция не останется с носом после всей этой истории. Тем не менее, сообщения прессы о том, что «Владивосток» вот-вот выйдет в море и направится в Александрию — это бессмыслица. Передача корабля назначена на март 2016 года, так как для его эксплуатации нужно подготовить египетскую команду. Даже для намного меньших военных судов .

Сколько стоил «Мистраль» и кто за него будет платить?

Имеется очень противоречивая информация. По понятным причинам детали этой сделки не разглашаются. В ВПК принято безбожно завышать цены и выдавать «откаты» — этот бизнес имеет очень древние законы. Из французских кругов есть утечка цифры в 950 миллионов евро. Это цена двух кораблей со стоимостью обучения работы на французском и российском оборудовании.

Платить за вооружение Египта будет Саудовская Аравия.

Куда отправят египетский «Мистраль» и что он будет делать?

Ранее справедливо отмечалось, что . Это и сейчас остается чистой правдой, так как в военно-морскую доктрину АРЕ этот «бегемотик» просто не влазит. Корабль длинной двести метров нуждается в защите. Да и дела ему в типичных задачах египетского флота просто нет. и контрабандисты на резиновых плоскодонках. Однако власти Каира дали себя уговорить трио Парижа, Абу-Даби и Эр-Рияда. А уж охранять драгоценное приобретение они как-то смогут.

Газета La Tribune утверждает, что служить «Мистраль» будет на Красном море. Это вполне логично, так как только там ему можно придумать какое-то дело: плавать вдоль Йемена и наводить тоску на цветную салаку под охраной , недавно приобретенного Египтом. В Средиземном море этот корабль будет в несколько большей опасности.

Значение сделки по купле-продаже Мистраля Египту

Газета Ахрам утверждает, что этот «Мистраль» станет единственным авианосцем в арабском мире. Это конечно должно тешить самолюбие египтян, но практической пользы в ракурсе военно-морской доктрины Египта не несет. Поэтому отвечая на вопрос «Зачем Египту Мистрали» нужно отвечать на вопрос — зачем они были проданы?

Франция заинтересована как можно быстрее замять тему, так как срыв поставок «Мистралей» в Россию совпал с неприятностями во всем ВПК этой страны. И чем быстрее «Мистрали» найдут нового владельца — тем лучше. Самой Франции они не нужны и платить за них некому — деньги из бюджета на новые корабли французские законодатели не дадут.

Эр-Рияду необходимо заручится поддержкой Египта в йеменских вопросах. Война в Йемене — надолго и всерьез. Поэтому Египет нужен как надежный союзник в деле восстановления контроля над страной. Вторжение в Йемен считается авантюрой, а полная победа там маловероятна. Тем не менее, избыток средств вполне может полежать в виде тяжелого металла.

Россия получила в ходе расторжения сделки больше, чем получила бы от ее исполнения. Деньги вернулись. Кое-какие технические секреты французских корабелов перекочевали на российские производства и наверняка всплывут в виде новых разработок. Российские модули на «Мистралях» гарантируют покупку российского вооружения и контракты на обучение персонала.

Важная сторона сделки — Абу-Даби. Ведь именно альянс ОАЭ-КСА-АРЕ считается пока неформальным объединением, претендующим на военное господство в регионе. При этом существенная армия есть только в Египте, а существенные деньги как раз у Саудовской Аравии и Эмиратов. Приобретение «Мистралей» упрочняет этот союз и показывает, что именно ожидается от Египта. Описывая могущество Египта после приобретения «Мистраля» пресса делает предположения, что он может быть использован для охраны печально известного входа в Красное море «от пиратов». Правда как-то забыто, что проблема пиратства уже давно не мучает Сомали.

Не исключено появление Мистраля и на Средиземноморье, где он может осуществлять атаки на ливийскую территорию. Однако здесь все гораздо сложнее — прямой выгоды для спонсоров Египта в этом участии нет. Полностью исключен вариант поддержки российской военной операции против ИГИЛ в Сирии, так как это напрямую противоречит интересам спонсоров — ОАЭ и КСА.

Вариант с продажей корабля России слишком демонстративен. Египет на это не пойдет, так как против будут саудиты, которые оплачивали всю сделку между Парижем и Каиром. Сделка с продажей полусотни вертолетов Ка-52 также как-то пока вызывает сомнения.

В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.

Рассказать друзьям