Социальные нко и казачьи общества. Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ рф Устав казачьей общины как некоммерческой организации образец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Социальные НКО (казачьи общества)

8 августа 2016 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ №398, в котором определены приоритетные направления работы социальных некоммерческих организаций, к которым относятся и казачьи общества. Это важнейший шаг по расширению возможностей НКО участвовать в оказании конкретной помощи населению. Речь в первую очередь идет о помощи в быту, социально-медицинских услугах, помощи инвалидам и пожилым людям, содействии социальной адаптации детей, оказании услуг в сфере дошкольного образования, социальной реабилитации граждан с алкогольной и наркотической зависимостью.

Сегодня социально ориентированные НКО и казачьи общества, общественные движения, волонтерские организации вносят существенный вклад в решение социальных проблем.

Принятый депутатами ГД в конце 2013 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» создал необходимые правовые предпосылки для участия общественных организаций в оказании социальных услуг. Сотни тысяч добровольцев сегодня помогают нуждающимся в больницах, хосписах, других социальных учреждениях.

Один из важных приоритетов — дальнейшее расширение деятельности социальных некоммерческих организаций и казачьих обществ.

Напомню, что по итогам гражданского форума «Сообщество», который прошел в ноябре 2015 года, Владимир Путин предложил ряд конкретных решений по поддержке НКО и казачьих обществ.

Во-первых, он объявил, что будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки некоммерческих организаций, работающих в малых городах и селах .

К сожалению, в некоторых регионах существуют серьезные трудности с оказанием социальных услуг из-за отсутствия разветвленной системы медицинских и социальных учреждений. Прежде всего эта проблема актуальна в сельской местности. Поэтому поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих там, является для нас приоритетом.

Во-вторых, для НКО и казачьих обществ, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, должен быть установлен правовой статус «некоммерческая организация — исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций.

В июне 2016 года депутаты ГД приняли Закон, регламентирующий деятельность НКО и казачьи общества, оказывающих общественно-полезные услуги. Согласно этому Закону при соблюдении ряда условий некоммерческие организации смогут получать финансовую поддержку своей деятельности из государственного бюджета .

Реализация Закона начинается с 1 января 2017 года . Но уже в настоящее время порядка 200 организаций в 63 регионах включены в реестры поставщиков социальных услуг.

В-третьих, Владимир Путин поставил задачу поэтапно увеличить некоммерческим организациям квоту до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании соцуслуг, которые финансируются за счет бюджетов.

Помимо этого было предположено запустить механизм государственного заказа на оказание соответствующих услуг. Также необходимо принять ряд мер, которые направлены на налоговую и имущественную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Наконец, надо расширять поддержку ресурсных и добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере, оказывающих содействие социальным НКО.

Что касается обозначенных Президентом России приоритетных направлений работы некоммерческих организаций, Правительство РФ установило на их основании перечень 20 общественно полезных услуг и разработало критерии оценки качества их оказания. Этот перечень стал тем инструментом, который позволит серьезно повлиять на качество и уровень доступности социального и медицинского обслуживания для всех граждан России.

Сергей Баев

Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом

Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

1) охрана общественного порядка;

2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

6) профилактика и борьба с наркоманией;

7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 5.14. Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, и пунктом 28 Плана мероприятий по реализации в 2014 - 2016 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1417-р, в целях содействия становлению и развитию казачьих обществ приказываю:

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей А.В. Меженько.

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях содействия созданию казачьих обществ различного уровня, их государственной регистрации и включению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также определения основных требований и видов отчетности казачьих обществ.

2. В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

2.1. Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - государственный реестр).

3. Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

4. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

5. Казачье общество в соответствии с Федеральным законом N 154-ФЗ подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

6. До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

7. Основными этапами работы по созданию первичного казачьего общества являются:

Подготовка гражданами, желающими объединиться в казачье общество, проекта учредительных документов (устава) казачьего общества;

Проведение общего собрания (круга) учредителей для принятия решения о создании казачьего общества, утверждении устава и избрания органов управления;

Утверждение устава главой муниципального образования;

Государственная регистрация казачьего общества в качестве некоммерческой организации.

II. Создание казачьего общества

8. Решение о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества, как первичного объединения граждан Российской Федерации, принимается на общем собрании (круге) граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, которые относят себя к потомкам казаков и (или) желают стать членами казачьего общества (далее - общее собрание (круг).

8.2. При принятии решения о создании первичного казачьего общества следует учесть, что для его последующего включения в государственный реестр следует соблюдать требования к численности членов казачьих обществ, установленные приказом Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 "О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (далее - приказ Минюста России N 166), в соответствии с которым численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 20 членов для хуторских казачьих обществ и 100 членов для станичных и городских казачьих обществ (10 и 30 - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

9. Для создания казачьего общества общим собранием (кругом) должны быть приняты следующие решения:

О создании некоммерческой организации в форме казачьего общества;

Об утверждении учредительных документов (устава) казачьего общества;

О формировании (избрании) органов казачьего общества (в том числе органов управления, ревизионного органа, суда чести и совета стариков).

10. Решение общего собрания о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества оформляется протоколом.

10.3. Согласно пункту 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455 (далее - Регламент), протокол общего собрания, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен включать:

Дату и место проведения общего собрания;

Список учредителей - участников общего собрания;

Сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

Существо принятых решений и результаты голосования по ним;

Сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

Фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола.

11. Районное (юртовое) казачье общество создается путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ, действующих на данной территории, после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании районного (юртового) казачьего общества принимается съездом выборных казаков (кругом) от входящих в него хуторских, станичных и городских казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого районного (юртового) казачьего общества и численности входящих в его состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов районного (юртового) казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 300 человек (150 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

12. Окружное (отдельское) казачье общество создается путем объединения действующих на данной территории районных (юртовых) казачьих обществ, а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ, после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании окружного (отдельского) казачьего общества принимается съездом выборных казаков (кругом) от входящих в него районных (юртовых) казачьих обществ, а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ, по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого окружного (отдельского) казачьего общества и численности входящих в его состав районных (юртовых), а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ при гарантированном представительстве каждого первичного казачьего общества. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов окружного (отдельского) казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 1000 человек (500 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

13. Войсковое казачье общество создается путем объединения действующих на данной территории окружных (отдельских) казачьих обществ после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании войскового казачьего общества принимается съездом выборных казаков от входящих в него окружных казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого войскового казачьего общества и численности входящих в его состав окружных казачьих обществ при гарантированном представительстве каждого первичного казачьего общества. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов войскового казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 5000 человек (1000 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

III. Учредительные документы казачьих обществ

14. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ в учредительных документах казачьего общества (далее - устав) должны содержаться следующие сведения:

Наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

Местонахождение казачьего общества;

Порядок управления деятельностью;

Предмет и цели деятельности;

Сведения о филиалах и представительствах;

Права и обязанности членов казачьего общества;

Условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

Источники формирования имущества казачьего общества;

Порядок внесения изменений в устав;

Порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

Иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

14.4. Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

15. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отражаются обязательства по несению государственной или иной службы, которые в установленном порядке приняли на себя члены казачьего общества.

16. Согласно пункту 3.2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (далее - Указ N 632) уставы хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, на территориях которых создаются и действуют соответствующие казачьи общества.

17. Уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, в соответствии с пунктом 3.3. Указа N 632, утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность соответствующее окружное (отдельское) казачье общество, за исключением уставов окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

18. Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, в соответствии с пунктами 3.4. и 3.5. Указа N 632, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

IV. Органы управления

19. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона N 154-ФЗ управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

20.5. Высшим представительным органом управления казачьего общества является общее собрание казачьего общества (далее - круг), основной функцией которого является обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ).

20.6. К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ относится решение следующих вопросов:

Определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

Изменение устава казачьего общества;

Определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) казачьего общества и исключения из состава его учредителей (участников, членов);

Образование органов управления казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности казачьего общества;

Принятие решений о создании казачьим обществом других юридических лиц, об участии казачьего общества в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств казачьего общества;

Принятие решений о реорганизации и ликвидации казачьего общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

20.7. Изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции круга.

20.8. Круг правомочен, если на нем присутствует более половины его членов. Решение круга принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем. Решение круга по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

20.9. Решения круга по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.

21. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 7-ФЗ атаман казачьего общества - единоличный исполнительный орган управления, осуществляющий текущее руководство казачьим обществом, избираемый кругом и подотчетный ему.

21.10. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 7-ФЗ к компетенции атамана относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления казачьего общества, определенную уставом.

21.11. Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе", полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

21.12. В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона N 154-ФЗ кандидатура атамана войскового казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

V. Регистрация казачьего общества

22. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, и, согласно статье 6 Федерального закона N 154-ФЗ, они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

22.13. Казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ без государственной регистрации.

23. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

23.14. Документы, необходимые для государственной регистрации хуторского, станичного, городского, а также районного (юртового) казачьего общества, как некоммерческой организации, представляются в территориальный орган Минюста России, окружного (отдельского) и войскового казачьего общества - непосредственно в Минюст России не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

23.15. Согласно пункту 41 Регламента все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации (устав казачьего общества) представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

23.16. Согласно пункту 5 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пункту 28 Регламента для государственной регистрации казачьего общества представляются следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме N Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. Согласно статье 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создания юридического лица (в том числе некоммерческой организации) заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа (атаман), либо один из учредителей юридического лица.

Подлинность подписи заявителя заверяется в нотариальном порядке. За совершением такого нотариального действия может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица.

2) Устав казачьего общества, подготовленный с учетом установленных законом требований и типовой формы устава, рекомендованной Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

3) Решение круга о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества и об утверждении ее учредительных документов (устава) с указанием состава избранных (назначенных) органов.

4) Сведения об учредителях. Сведения об учредителях (физических и юридических лицах) заполняются с указанием ФИО и паспортных данных в приложении к заявлению формы N Р11001 на каждого учредителя (участника общего собрания) на отдельном бланке.

5) Документ об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица уплачивается в размерах, предусмотренных ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. На регистрацию представляется документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации в подлиннике.

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Данные сведения указываются в соответствующей графе заявления формы N Р11001. Согласно п.45 Регламента подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

7) При использовании казачьим обществом в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование. В качестве таких документов могут выступать нотариально заверенные заявления с согласием на их использование от правообладателей.

23.17. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации, принимается не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов (пункт 8 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ) и направляет в регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба или ее территориальный орган) сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). ФНС или ее территориальный орган на основании представленных документов в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России или его территориальный орган.

23.18. После проведения регистрационных процедур Минюст России или его территориальный орган выдает заявителю (либо уполномоченному по доверенности лицу) следующие документы:

Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;

Свидетельство о внесении записи в Единый государственной реестр юридических лиц;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

Копию устава некоммерческой организации с отметкой о регистрации.

23.19. Основаниями для приостановления процедуры регистрации казачьего общества как некоммерческой организации является представление для государственной регистрации документов, оформленных в ненадлежащем порядке. При этом, в соответствии с пунктом 1.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктом 48 Регламента, государственная регистрация некоммерческой организации может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трех месяцев.

23.20. Согласно пункту 1 статьи 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пункту 50 Регламента в регистрации казачьего общества как некоммерческой организации может быть отказано в следующих случаях:

Если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

Если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

Если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

Если необходимые для государственной регистрации документы, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

Если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона N 7-ФЗ;

Если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

Если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

Если в установленный решением о приостановлении государственной регистрации срок заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

23.21. О приостановлении процедуры регистрации казачьего общества как некоммерческой организации, об отказе в регистрации заявителю сообщается в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований, повлекших принятие такого решения.

23.22. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

24. Регистрация юридических лиц в территориальных органах ПФР и в территориальных органах ФСС России осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в них регистрирующим органом (ФНС России) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

24.23. Регистрация юридических лиц осуществляется не в заявительном порядке, а на основании сведений из ЕГРЮЛ, поступивших от регистрирующего (налогового) органа (п. 3.1 письма ФСС России от 23 августа 2011 года N 14-03-11/08-9440).

24.24. Территориальный орган ПФР и Региональное отделение ФСС России извещают организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи соответствующего уведомления.

25. Постановка казачьего общества на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) происходит Аналогичным пункту 24 образом.

VI. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

26. Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ решение о внесении в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества принимается территориальным органом Минюста России по месту нахождения соответствующего казачьего общества.

27. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

28. Для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации атаманом казачьего общества в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ представляются в Минюст России или его территориальные органы следующие документы:

1) заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра;

2) устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества и утвержденный в установленном порядке;

3) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с копией указанного решения представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

5) заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества. Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

29. В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ Минюст России или его территориальный орган при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через тридцать дней со дня получения необходимых документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдает атаману казачьего общества свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра.

VII. Требования и виды отчетности казачьих обществ

30. В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в Минюст России или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

31. В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212.

32. В соответствии с пунктом 3.8. Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632"О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" войсковое казачье общество ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами:

отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, предусмотренных уставом и иными актами войскового казачьего общества;

сведения об общей численности членов каждого из казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества, а также о численности их членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

сведения об общей численности членов войскового казачьего общества, а также о численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

сведения об изменении структуры войскового казачьего общества, в том числе о включении в состав войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности членов каждого из этих казачьих обществ, а также о численности их членов, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Обзор документа

В них рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ различного уровня, их госрегистрации и включения в госреестр. Также приводятся требования к отчетности казачьих обществ.

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА

Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации

I. Общие положения

В соответствии с законодательством Российской Федерации правовые основы деятельности казачьих обществ регулируются:

Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" ;

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" ;



Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" ;

Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" ;

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" ;

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" ;

Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" ;

Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе" ;

Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 249 "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества" ;

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 "О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

;

Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" .

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (в редакции ) (далее - Федеральный закон "О государственной службе российского казачества") казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельных) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях"), не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы и они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с (с изменениями, внесенными федеральными законами от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ и от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ).

II. Особенности создания и государственная регистрация казачьих обществ

Понятие "казачье общество" как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации закреплено в законодательстве Российской Федерации в связи с . Казачье общество имеет достаточно сложный правовой статус, особенности и признаки, которые отличают его от общественных объединений и некоммерческих организаций.

Учитывая, что Федеральным законом "О государственной службе российского казачества" казачье общество выделяется как самостоятельная организационно-правовая форма, его положения, закрепляющие право российского казачества на несение государственной и иной службы, распространяются исключительно на казачьи общества. Отличительным признаком казачьих обществ является то, что члены казачьих обществ берут на себя обязательства по несению государственной или иной службы, уставы казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ранее уставы войсковых казачьих обществ утверждались Президентом Российской Федерации), казачьи общества включаются в отдельный государственный реестр.

Организации казаков, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в форме общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" , не могут быть признаны казачьими обществами в соответствии с федеральными законами "О государственной службе российского казачества" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях"), а их члены не вправе принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы в порядке, предусмотренном для российского казачества.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.

До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Положения пункта 5 статьи 13 должны применяться с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" , в частности, положения, согласно которому общее собрание (конференция) казачьего общества принимает устав, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, который утверждается в установленном порядке. Поскольку согласно Федеральному закону "О государственной службе российского казачества" организационно-правовой формой казачьего общества является некоммерческая организация, государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13_1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации и согласно они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Учитывая положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ действовать без государственной регистрации.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" штампы и бланки казачьих обществ должны содержать наименование общества, печать - полное наименование на русском языке, а эмблема казачьего общества подлежит государственной регистрации. Использование на бланках казачьих обществ наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления правовых оснований не имеет.

III. Учредительные документы казачьих обществ

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и со статьей 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" в учредительных документах казачьего общества (уставе) должны содержаться следующие сведения:

наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

местонахождение казачьего общества;

порядок управления деятельностью;

предмет и цели деятельности;

сведения о филиалах и представительствах;

права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

источники формирования имущества казачьего общества;

порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);

порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;

иные положения, предусмотренные и иными федеральными законами.

Учредительные документы казачьего общества (устав) могут содержать и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что требования учредительных документов казачьего общества (устава) обязательны для исполнения самим казачьим обществом, его учредителями, участниками, членами.

Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом, войсковым казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

Устав казачьего общества согласно статье 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" должен быть согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в зависимости от вида казачьего общества).

Кроме того, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества " уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

Обязательства членов казачьих обществ по несению государственной или иной службы отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласование устава в соответствии со сложившейся практикой оформляется документально.

IV. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 "О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества" и согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы документы, перечень которых предусмотрен статьей 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" .

К числу таких документов, например, отнесены документы, содержащие сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и так далее.

Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

В настоящее время численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимая для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определена Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации , утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 (далее - Временное положение).

Временным положением установлено, что при соответствии численности членов казачьего общества требованиям данного нормативного правового акта такое казачье общество может быть внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Таким образом, не исключается наличие казачьих обществ, чья численность не соответствует требованиям Временного положения . При этом такие вновь образуемые казачьи общества не могут быть внесены в государственный реестр.

В связи с этим требования Временного положения к численности казачьих обществ должны выясняться при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяться при ведении данного реестра.

Свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выданное казачьему обществу, включенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона "О государственной службе российского казачества" , сохраняет юридическую силу и может быть переоформлено Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом в установленном порядке.

V. Органы управления

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются учредительными документами казачьего общества - уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшим представительным органом управления войскового казачьего общества является войсковой круг - съезд выборных от каждого станичного казачьего общества, а в период между войсковыми кругами - совет атаманов.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основной функцией высшего представительного органа управления казачьего общества определено обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано.

К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга - относится решение следующих вопросов:

принятие и внесение изменений в устав казачьего общества;

определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

выборы войскового атамана и образование исполнительных органов казачьего общества (войсковое правление) и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана казачьего общества и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств казачьего общества;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация казачьего общества.

Следует учитывать, что изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга.

Войсковой круг (общее собрание) правомочен (правомочно), если на нем присутствует более половины его членов. Вместе с тем на практике большинством уставов войсковых казачьих обществ предусмотрено, что войсковой круг (сход) правомочен при участии в нем не менее двух третей от общего числа выборных - членов окружных (станичных) казачьих обществ, избранных на кругах окружных (станичных) казачьих обществ на установленный уставом войскового казачьего общества срок и в порядке, определенном советом атаманов. Такой порядок не противоречит положениям Федерального закона "О некоммерческих организациях" .

Решение войскового круга (общего собрания) принимается большинством голосов членов, присутствующих на войсковом круге. Аналогичный порядок закреплен уставами войсковых казачьих обществ в отношении решений войсковых кругов (сходов).

Решение войскового круга (общего собрания) по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" , иными федеральными законами и учредительными документами (уставами). Однако уставами войсковых казачьих обществ не предусматриваются данные особенности принятия решений войсковым кругом (сходом) по вопросам его исключительной компетенции.

Следует обратить внимание на то, что, учитывая положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" , решения войскового круга (схода) по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.

Учредительными документами казачьего общества (уставом) может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления.

Согласно сложившейся практике в период между войсковыми кругами (сходами) функции высшего (представительного) органа войскового казачьего общества выполняют советы атаманов, избираемые войсковыми кругами (сходами).

Уставами войсковых казачьих обществ предусматривается избрание войсковым кругом (сходом) войскового атамана - старшего должностного лица войскового казачьего общества, осуществляющего общее руководство войсковым казачьим обществом.

Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе , утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 , полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 и пунктом 10 статьи 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" предусмотрено, что кандидатура войскового атамана утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

Уставами войсковых казачьих обществ закреплен момент возникновения полномочий войскового атамана - после утверждения его кандидатуры Президентом Российской Федерации.

Понятие "наказной атаман" в законодательстве Российской Федерации используется только в Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству , одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" :

В дальнейшем данное понятие не нашло отражения в каких-либо нормативных правовых актах.

Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. также не содержит понятия "наказной атаман".

В связи с этим предполагается, что правовые основания для применения понятия "наказной атаман" на уровне войскового казачьего общества отсутствуют.

Войсковое правление является исполнительным органом войскового казачьего общества. Назначение на должность и освобождение от должности членов войскового правления, за исключением избранных войсковым кругом, осуществляет войсковой атаман. Войсковой круг определяет количественный состав войскового правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.

Согласно сложившейся практике уставами войсковых казачьих обществ наряду с перечисленными органами предусмотрено формирование таких органов, как суд чести и совет стариков.

VI. Требования и виды отчетности казачьих обществ

В соответствии со казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 .

Наряду с ежегодной отчетностью, предусмотренной статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , пунктами 14 и 15 Временного положения войсковые казачьи общества ежегодно, не позднее 1 февраля, обязаны представлять в Министерство юстиции Российской Федерации:

отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, вытекающих из устава войскового казачьего общества:

данные о численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов каждого казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества;

данные об общей численности членов войскового казачьего общества, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу;

сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

сведения об изменении структуры войскового казачьего общества;

сведения об образовании в составе войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Департамента
внутренней политики ХМАО-ЮГРЫ
www.deppolitiki.admhmao.ru
по состоянию на 01.08.2017

    КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    С.П. ГРИШАЕВ

    В Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появились новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Среди них следует указать на казачьи общества.
    История казаков в России длительна и драматична. Первые казаки появились в 16-м веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.
    В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.
    Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу.
    На территории 56 субъектов РФ в настоящее время действуют 10 войсковых казачьих обществ, объединяющих в своих рядах более 600 тысяч человек. Члены войсковых казачьих обществ принимают участие в охране лесных и земельных угодий, водных, рыбных и других природных ресурсов, а также содействуют охране государственной границы и общественного порядка.
    Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.
    Согласно п. 1 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
    Следующие определения хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ даны в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества":
    хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
    районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;
    окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;
    войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.
    Таким образом, как следует из вышесказанного, казачьи общества имеют вертикально закрепленную структуру и в то же время являются самоуправляемыми организациями.
    Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей. В частности, такой общественно полезной целью, как отмечено в указанном выше определении, является возрождение российского казачества, защита его прав. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ значительно шире. Так, обычными направлениями их деятельности являются:
    1) охрана общественного порядка;
    2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрана;
    3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;
    4) патриотическое воспитание детей и молодежи;
    5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;
    6) профилактика и борьба с наркоманией;
    7) создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.
    Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим Указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
    Кроме того, как следует из п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление Правительства РФ, регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09.08.1995 N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.
    Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.
    Казачье общество согласно п. 2 ст. 6 Закона о государственной службе российского казачества для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Минюст следующие документы:
    1) устав казачьего общества, принятый на общем собрании (конференции) казачьего общества, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований и утвержденный в установленном порядке;
    2) перечень казачьих обществ, входящих в состав окружного (отдельского) казачьего общества, войскового казачьего общества;
    3) решение общего собрания (конференции) казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
    4) нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества в качестве некоммерческой организации;
    5) сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
    Как и любая другая некоммерческая организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей для того, чтобы они могли осуществлять такую деятельность.
    Определенный шаг в этом направлении был сделан с принятием Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденного Постановлением Правительства от 8 июня 1996 г. N 667. Данное Положение определило, что целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ (3). Согласно п. 8 Положения земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:
    а) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:
    для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования - на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования - исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;
    б) членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение - по нормам, установленным органами местного самоуправления.
    Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва, и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.
    Формирование этого фонда происходило с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.
    Однако на практике возникали определенные сложности. Не улучшило ситуацию и принятие нового Земельного кодекса РФ. В новом земельном законодательстве казачьи общества как участники земельных отношений не упоминаются ни в одном из титулов, на основании которых земельные участки должны предоставляться. Именно в этом направлении необходимо работать законодателю и заполнить пробел в законодательстве путем принятия поправок и соответственно принятия законопроекта о казачестве. В сложившейся ситуации непонятно, на каком праве они могут владеть землей и тем более могут ли они ею распоряжаться. Это не касается тех земельных участков, которые они должны были переоформить до 1 января 2004 года в связи со вступлением в действие нового Земельного кодекса РФ.
    Определенные сдвиги внес Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который в ст. 10 определил титул, на котором казачьим обществам могут передаваться участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, - это аренда.
    Казачьи общества как некоммерческие организации создаются на основе членства (п. 1 ст. 6.2). При этом имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).
    Особенности прекращения казачьих обществ как юридических лиц установлены п. 5 ст. 6 Закона о государственной службе российского казачества. Согласно указанному пункту казачье общество может быть исключено из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации в случае:
    1) нарушения казачьим обществом и (или) его членами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;
    2) систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;
    3) уменьшения установленной (фиксированной) численности членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
    4) ликвидации казачьего общества в качестве юридического лица.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Рассказать друзьям