Презентация по мхк ордерная система древней греции. Ордерная система в архитектуре древней греции Существует три типа греческих ордеров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Греческий ордер Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.

Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.

Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.

Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.

Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера

Происхождение названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. « stereos » - крепкий и « bates » опора. Колонна – от лат. « columna » - столб. Антаблемент – от греч. « ante » - прямо и « blemma » - взгляд. Фронтон – от лат. « frons » - лоб, лицо. Стилобат – от греч. « stylos » - стержень, колонна и « bates » - опора. Капитель – от лат. « caput » - голова. Архитрав – от греч. « archi » - главный и « trabs » - балка. Фриз – от греч. « frisso » - дрожу, трепещу. Метопа – от греч. « metopon » - лицевая сторона. Триглиф – от греч. « tries » - три и « glypho » - вырезаю. Карниз – от греч. « koronis » - завершение.

Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера. ? ? ? ? ? ? ?

Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.

Проследим за тектоническими изменениями опоры.

Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.

Ствол колонны Капитель База Абак Волюты Эхин Абак Каннелюры С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.

Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.

Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.

1 1 1 16 18 20 1 3/2 2 1/3 1 1 1/4 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 3/4 2 Пропорции греческих ордеров Модуль (единица измерения) – диаметр колонны.

Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорические храмы называли «мужскими».

Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.

Парфенон – самый известный дорический храм древности.

Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.

Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями аканта.

В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.


Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки)

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1 ).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме . (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2 ). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1: 5.)

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева ; отв. ред. Т. Каширина .– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская .– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург. Альбом. Ред. М. Лыженкова. – СПб.: "П-2", 1998.

Материал содержит теоретическую и истоическую инфомацию об основных пяти гречеких и римских ордерах, красочные иллюстрации, наглядные примеры и проверку знаний. Презентация составлена в соответсвии с темами уроков по программе Б.М.Неменского Изобразительное искусство 5-9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопроводительный лист к презентации

Презентация «Ордерная система» составлена для учащихся 8-го класса в соответствии с темами уроков по программе автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы», Москва «Дрофа», 1998год. А так же данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности по ИЗО, МХК, технологии.

  1. Презентация «Ордерная система»
  2. Архитектурные ордера - это порядок, система несущих и несомых элементов (опор и балок), на которых держится вся конструкция
  3. Появление ордерной системы повлияло на многообразие архитектурных сооружений, позволило использовать в строительстве правила - Каноны
  4. Дорический ордер - художественный образ его отличается простотой и мужественностью
  5. Рассматривая многие постройки Древней Греции, мы обращаем внимание на великолепные колоннады. Ордер - конструктивная основа здания. Формирование ордерной системы берёт своё начало от появления самой архитектуры, в сооружении храмов ордерный строй приобрел зримый образ, великолепие и красоту. Антаблемент делится на архитрав (нижнюю главную балку), фриз (среднюю часть) и карниз (верхнюю часть). Фриз дорического ордера украшен метопами со скульптурными барельефами
  6. Ионический ордер - олицетворяет образ прекрасной, зрелой женщины, выражение её грации и красоты
  7. Ионический ордер отличается лёгкостью, стройностью, изяществом. Капитель ионического ордера украшена завитками, напоминающими прическу женщины. В градации по степени тяжести и лёгкости занимает среднее положение между более сильным дорическим и более стройным и лёгким коринфским ордерами
  8. Коринфский ордер - более поздний стиль, отличается большей декоративностью, самый лёгкий и стройный из ордеров греческой системы
  9. Колонна с канелюрами (продольными желобками) в верхней части имеет капитель, а основание колонны опирается на базу. Ствол колонны кверху сужается. Фриз коринфского ордера украшен декоративными гирляндами
  10. Тосканский ордер - самый прочный и тяжёлый из ордеров римской системы. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит его название
  11. Тосканскому ордеру уделялось место на первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление тяжести, лежащей сверху. Тосканский ордер не имеет особых украшений, тяжелый и прочный на вид
  12. Композитный ордер - самый лёгкий и стройный из всех ордеров римской системы

Капитель композитного ордера дополнена четырьмя ионическими валютами. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре. Ужев Древнем Египтемассивныестойки-колонныподдерживалилежащиена нихбалки. В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче. Конструкция из стоек и балки, лежащей на них,естественна для деревянного строительства. Именно при строительстве деревянных сооруженийсформировались основные части ордера. Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера Названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. «stereos» - крепкий и «bates» опора.Колонна – от лат. «columna» - столб.Антаблемент – от греч. «ante» - прямо и «blemma» - взгляд.Фронтон – от лат. «frons» - лоб, лицо.Стилобат – от греч. «stylos» - стержень, колонна и «bates» - опора.Капитель – от лат. «caput» - голова.Архитрав – от греч. «archi» - главный и «trabs» - балка.Фриз – от греч. «frisso» - дрожу, трепещу.Метопа – от греч. «metopon» - лицевая сторона.Триглиф – от греч. «tries» - три и «glypho» - вырезаю.Карниз – от греч. «koronis» - завершение. Попробуйте на фотографии Парфенонанайти основные части ордера. ? ? ? ? ? ? ? Вместе с работой над простотой и ясностью конструкциигреческие архитекторы много работалинад зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка,может по-разному выглядеть,в зависимости от оформления.Эти видимые изменения конструкцииназывают тектоникой. Проследим за тектоническими изменениями опоры. Конструкция простого столба и колонны одинакова,но тектоническое (зрительное) их решение разное.Так архитектор с помощью тектоникидобивается разных эффектов при одной и той же конструкции. Ствол колонны (фуст) Капитель База Абак Волюты Эхин Абак Каннелюры С помощьюэтихдеталейдостигаетсятектоническаявыразительностьколонны. Стволы колоннтщательно вымеряли,вытесывалииз отдельныхкаменных блоков,вплоть до каннелюр,и скреплялимежду собой шипами. Основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность.Именно пропорции отличаютодин ордер от другого. Пропорции дорического ордера делают егомассивным, тяжелым.Не случайно дорические храмы называли «мужскими». Поэтому иногда вместо колонн дорических храмовставили мужские статуи – атланты. Даже отдельно стоящаядорическая колоннапроизводит впечатлениечего-то необычайноустойчивого. Этому впечатлению помогаеточень простое строениевершины колонны – капители. Парфенон – самый известныйдорический храм древности. Храмыионического ордераболее стройныи изящны.Не случайноговорили,что у их колоннженские пропорции. Поэтому иногда вместо колонн ионических храмовставили женские статуи – кариатиды. Впечатлению женственностиот ионическойколонныспособствуетеё капительс волютами. Самые утонченные пропорцииу храма коринфского ордера.Пропорции его колонн сравнивалис пропорциями девического тела. Капитель коринфской колонны,словно прихотливая прическа,украшена листьями. В последующие векаордер (его структура и пропорции)стал частью многихархитектурных сооружений. В эпоху классицизма (XVIII-XIX века)здания во многом строились на основе ордера. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Творческое задание Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки)

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1 ).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме . (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2 ). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1: 5.)

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева ; отв. ред. Т. Каширина .– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская .– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург. Альбом. Ред. М. Лыженкова. – СПб.: "П-2", 1998.

Рассказать друзьям