Найди ошибки допущенные при оформлении презентации. Типичные ошибки при создании презентаций

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общие правила оформления презентации

Дизайн

Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.

Титульный лист

1. Название презентации.

3. Логотип (по желанию).

Второй слайд « Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).

3. Анимация, как правило, не применяется.

Текст

1. Форматируется по ширине.

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3. Подчеркивание НЕ используется, т. к. оно в документе указывает на гиперссылку.

4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Пример 1.

Каталоги:

· уровень 1;

· уровень 2;

· уровень 3.

Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

5. На схемах текст лучше форматировать по центру.

7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка.

8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.

2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».

Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.

Использование видео - и звуковых файлов

Презентация выиграет, если Вы будете использовать в ней звуковое сопро­вождение и видеоматериалы. Для их поиска можно использовать Интернет. Обратитесь к страницам, где описано, как импортировать видеоролик или звуковой файл из Интернета. Помните, что обычно такие материалы защи­щены Законами о защите авторских прав.

Вставка звукового файла

1. В меню Вставка выберите команду Фильмы и звук, а затем - Звук из файла.

2. В окне Вставка звука выберите звуковой файл.

3. Щелкните ОК.

4. После закрытия окна программа предложит Вам автоматически запус­кать звуковой файл при демонстрации слайда. Если вы согласны, выбе­рите пункт Да.

В противном случае звуковой файл будет запускаться только по коман­де пользователя. Для активизации звука в режиме Показа слайдов щел­кните расположенный на слайде значок

Чтобы настроить параметры воспроизведения, в меню Показ слайдов выберите Настройка анимации.

В области задач Настройка анимации выделите имя звукового файла, для которого хотите произвести настройки. Щелкнув стрелку, располо­женную справа от имени файла, можно раскрыть меню, с помощью ко­торого настраиваются параметры запуска и времени воспроизведения звукового фрагмента.

Если на слайде имеется несколько объектов, для которых настраивает­ся анимация, используйте кнопки Порядок, расположенные в нижней части области задач, чтобы изменить порядок анимации объектов.

Чтобы музыкальный фрагмент проигрывался в течение всей презента­ции, выберите имя файла, в области задач Настройка анимации щел­кните кнопку со стрелкой справа от имени и в раскрывающемся меню выберите Параметры эффектов.

В диалоговом окне Воспроизвести Звук в разделе Закончить устано­вите переключатель в позицию После и задайте количество слайдов, равное общему числу слайдов в презентации.

Щелкните ОК.

Запись звука или речевого сопровождения

Ваши ученики могут усовершенствовать свою презентацию, добавив соб­ственный голосовой комментарий к отдельным слайдам или к презентации в целом. Для записи звука компьютер должен быть оборудован звуковой платой, микрофоном (внутренним или внешним), а также колонками или наушниками, чтобы можно было прослушать записи.

По окончании записи звука в слайдах со звуковым сопровождением появит­ся значок, обозначающий наличие записи. Щелкнув его, Вы можете запус­тить записанный звук или настроить автоматическое воспроизведение.

Звуковой комментарий имеет приоритет над другими звуковыми вставка­ми. Если в слайдах присутствуют звуковые объекты, запускающиеся авто­матически, они будут перекрываться звуковым комментарием.

Лучше всего использовать речевое сопровождение в презентациях, работа­ющих в режиме автономной демонстрации, например, на конференции. Если презентация проводится перед аудиторией «вживую», то лучше ис­пользовать ручной режим смены слайдов и комментировать каждый слайд самостоятельно.

Вставка звуковой записи в отдельный слайд

1. Перейдите к слайду, который хотите озвучить.

2. Подключите внешний микрофон или настройте внутренний.

3. В меню Вставка выберите Фильмы и звук, а затем - Записать звук.

4. Щелкните кнопку Запись и произнесите информацию, которую хо­тите записать.

5. По окончании записи щелкните кнопку Стоп

6. Введите имя звуковой записи и щелкните ОК.

7. На слайде появится значок

Примечание Если Вы настроили автоматическое воспроизведение звука, то мо­жете переместить значок звуковой записи за пределы слайда. Независимо от этого воспроизведение звука начнется сразу при отображении слайда.

Список литературы

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек).

3. Ставится тире и указывается место издания.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.

Пример:

1. Петров в школе. – М.: Просвещение, 2001.

2. Сидоров транспорта. – Спб.: Аврора, 2000.

3. Щукина и машины. – Саратов: Лицей, 2006.

Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например:
http://*****/board. aspx? cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0

Советы по оформлению

    Нельзя использовать разные типы шрифтов, более двух цветов на слайде. Шрифт должен быть без засечек, для заголовка шрифт должен быть не менее 24, для информации – не менее 18. В заголовках не должно быть точек. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Фон и цвет шрифта должны сочетаться, текст должен быть хорошо виден. Поэтому рекомендуется использовать светлый фон и темный цвет шрифта. Если вы используете иллюстрации, то они должны быть подписаны. Специальные эффекты не должны отвлекать. Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.

На сайте «Сеть творческих учителей» наткнулся на любопытный документ под названием « « . Автор его — Иванова И.А., учитель информатики ГОУ СОШ № 1301 с углубленным изучением экономики, Москва

Сам факт попытки научить учителей общим правилам создания презентаций отраден и вызывает уважение. Но кое-что в тексте меня зацепило и насторожило. Прежде всего тем, что в этом документе уделено много внимания мелочам (вроде выравнивания текста в схемах или тому, что должно быть в содержании ), но ни слова не сказано ни о размере шрифта, ни о его «читабельности», ни о подборе цветов вообще. Очевидно, предполагается, что учитель, выбрав предлагаемый Microsoft’ом шаблон и тему оформления, автоматически не сделает распространенных ошибок. Блажен, кто верует…

Но сегодня мне бы хотелось поговорить о другом. Центральное место в этом документе занимают правила оформления списков.

Это очень важная тема, поскольку практически ни одна презентация без списиков не обходится. Что же нам предлагают творческие учителя?

Правила оформления списков документ вводит как императив:

Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. Пример 1. Моя семья:

  • папа;
  • мама;
  • брат.
Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

Признаюсь, меня очень удивила подобная категоричность. Честно говоря, я интуитивно и сам ставил в конце элемента списка точку с запятой, но вовсе не всегда. В презентации на публике, в которой каждое написанное слово очень значимо, ибо их очень немного, каждый элемент обозначает законченную мысль. Логично ставить после него точку и начинать каждый элемент списка с заглавной буквы. Косвенное подтверждение этой мысли дает и Microsoft Office, который по умолчанию автоматически заменяет первую букву элемента списка на заглавную.

Давайте разберемся, что по этому поводу говорят правила.

Вот, к примеру, отрывок из Лотош Л.С. , к.п.н., филолога, преподавателя факультета довузовской подготовки МФЮА:

Пунктуационное оформление перечней

Зголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо оттого, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте

- Слушай, у меня завтра презентация. Скинь мне какой-то шаблон, я вставлю туда свои картинки и текст.

- У меня нет, в PowerPoint любую возьми.

Обычная ситуация в сотнях офисов с тысячами сотрудников, которые создают десятки тысяч шаблонных презентаций. Такое отношение не требует особого вовлечения в процесс и намного упрощает жизнь. Но именно оно продолжает линию всеобщих заблуждений: неважно, какая презентация — главное, чтобы она передавала суть.

Почему заблуждений? Давайте сравним презентации с автомобилями. Можно доехать из точки А в точку Б на “Ланосе”, а можно на “Мерседесе”. Суть вроде бы не меняется, но ощущения совершенно разные.

В этой статье я расскажу, как избежать шаблонности и не повторять одни и те же ошибки в презентациях. Развенчаем разные мифы (например, чем меньше слайдов, тем лучше) и определим, почему все-таки оформление презентации очень важно.

Ошибка № 1. СМИ (слишком много информации)

Есть два основных типа презентации: публичная и на отправку. Внимание, это две разные презентации. Нельзя сделать одинаково хорошо одну презентацию и для встреч, и для отправки.

В первом случае вы можете использовать только изображения с минимальным текстом. Поэтому не пишите себе шпаргалки на слайдах и не читайте. Аудитория как суровый преподаватель — сразу видит, что вы не готовились.

При подготовке же презентации на отправку вам нужно лаконично описать вашу мысль. Поскольку здесь у вас не будет возможности рассказать о содержании.

P. S. И не пишите "презентация" на заглавном слайде — это и так понятно. На книге же не написано "книга" — там сразу идет название. Тонкость, а сколько места на слайде можно сэкономить.


Ошибка № 2. Не всегда уместные bullet points

Структура построение слайдов в PowerPoint приучила нас к bullet points как к определенному стандарту в презентациях. Разочарую вас, но это не так. Когда ваша презентация состоит из множества знаков на слайде, это превращается в решето из черных точек.

Буллиты можно заменить цифрами, изображениями, иконками и таким образом облегчить восприятие информации.

Например, поставим цифры вместо буллитов.

Или добавим немного изображений.

Или найдем подходящие иконки к изображениям.

Не кажется ли вам, что так слайды выглядят намного привлекательнее?

Ошибка № 3. Формат 4:3 и лого на каждом слайде

Мы живем с вами в век высоких технологий, ультратонких телевизоров и огромных конструкций для визуализации наших идей. Однако во многих презентациях до сих пор используется формат слайдов 4:3 — формат старых проекторов.

Во время презентации мы часто видим такие "уши" — черные полосы по бокам слайда, которые смотрятся, как минимум, странно. Авторы, сами того не зная, ограничивают себя в таком бесценном месте на слайдах.

Как исправить это? С помощью вкладки "Конструктор" (в моем случае).

Нажимаете "Размер слайда" — "Широкоэкранный". И все.

Вторая странная вещь, которую я часто вижу в презентациях и которая популярна в корпоративном шаблоне — это лого, телефон и адрес сайта, установленные в колонтитулах на всех слайдах.

У меня один вопрос: зачем? Неужели люди не понимают, из какой вы компании? Об этом желательно сказать в начале и в конце. Взгляните на презентацию Microsoft — здесь почему-то нет лого на всех слайдах.

И в презентациях Apple.

Давайте представим, что логотип присутствует. И как вам?


Ошибка № 4. Использование типичных картинок

Из одной презентации в другую, словно цирк шапито с одним и тем же номером 10 лет подряд, гастролируют все эти типичные картинки. Белые человечки, рукопожатия и лестницы успеха.

Например, покупка.

Альтернатива



Мы вам позвоним.

Альтернатива (с местом для текста)



Команда

Альтернатива


Ошибка № 5. Фотографии с белым фоном на цветных слайдах

Очень часто я встречаю презентации с цветным фоном слайдов, где размещены фотографии на белом фоне. Зачем? Если удалить фон из фото очень просто.

Для этого больше не нужен Photoshop, эта функция давно есть в PowerPoint. И с каждым годом она удаляет фон все лучше и лучше.

Поздравляю. Только что вы прокачали свои навыки дизайнера.

Ошибка № 6. Много цветов в одной презентации

Забудьте это после просмотра:


Цвет — важный аспект презентации. Его нужно подбирать, исходя из темы вашей презентации и того, что вы хотите донести на слайде.

Как правило, в корпоративных презентациях уже есть определенная палитра, но если ее нет, это не проблема. Есть ресурсы, которые подбирают цвет, например ColorScheme.

Вы можете выбрать любую палитру, но важно помнить про контраст. Контраст — это значимая или заметная разница. Например, на этом слайде только самые опытные цветолюбы смогут распознать надпись.


А вот здесь надпись видно хорошо, есть контраст.


Ошибка № 7. Сложная визуализация данных

Визуализация данных — это ахиллесова пята всех бизнес-презентаций. Обычно это стандартные диаграммы, на которых очень много информации. Иногда встречаются даже три-четыре диаграммы на одном слайде.

В итоге вся та ценная информация, которую вы хотите донести, сливается. Найти истину или вывод становится не легче, чем иголку в стоге сена.

Что делать?

1. Если у вас схемы-диаграммы, не стоит пытаться их уместить на одном слайде.

Представьте, что объекты на слайде — это люди, а ваша презентация — транспорт.

Допустим, это такси, которое движется к заданной точке. Вместо того, чтобы комфортно рассадить всех пассажиров на свои места, вы запихиваете их друг на друга, чтобы все поместились в одну машину. Можно и вшестером поехать в легковушке, а комфортно ли будет?

А ведь у вас нет ограничения по количеству такси, которое вы можете заказать и отправить.

Слайды бесплатны — пользуйтесь этим.

2. Меньше деталей, больше сути.

Как правило, в презентациях люди очень часто оставляют на графиках много деталей — названия осей, таблички и многое другое. Все это не нужно в случае публичного выступления.

Если просто убрать все лишнее,

сделать логическую последовательность, добавить хороший шрифт, иконку, то этот слайд заиграет совсем другими красками.


Ошибка № 8. Нет иерархии на слайдах

В любой системе должна быть иерархия. На что в первую очередь человек должен обратить внимание? Что самое важное на слайде? Эти моменты должны считываться сразу. Затем идет информация второго порядка, третьего и так далее. Слайды, на которых царит хаос, сложно воспринимаются.

Я все больше ищу вдохновения для презентаций на сайтах (лендингах). Чем вам не слайд?

Например, зайдем на сайт компании Apple:

самая большая и главная надпись — мы будем говорить об iPhone X

описание

дополнительная информация

Не бойтесь больших шрифтов!

Создание эффектной презентации в PowerPoint дело непростое. Это в какой-то степени искусство. Многим, наверное, приходилось бывать на совершенно ужасных слайд-шоу и считать минуты до окончания презентации. А все потому, что при создании слайдов был допущен ряд распространенных ошибок, которые и сделали презентацию скучной или непонятной. Что это за ошибки?


Слишком много текста


Возможно, самой большой ошибкой, которую совершают люди при создании презентаций в PowerPoint, является неправильная работа с текстом. Многие забывают, что презентация это прежде всего рассказ, а слайды выполняют роль иллюстраций. Если в слайде слишком много текста, это плохо. Прежде всего потому, что люди склонны читать все, что они видят на экране. Когда они читают, они не слушают. Если для того, чтобы усвоить всю информацию, размещенную в слайде, требуется 30 секунд, это означает, что в течение 30 секунд подавляющая часть аудитории не будет слушать лектора. А ведь вполне возможно, что в это время он сообщит важные вещи, которые люди попросту не услышат.

Если в слайде слишком много текста, многие не смогут прочитать все, что там написано и очень расстроятся, когда лектор покажет следующий слайд. Это приведет к тому, что разочарованный человек вообще перестанет читать текст. Поэтому самый главный принцип при создании презентации звучит так: меньше значит лучше. Текста должно быть как можно меньше, но при этом он должен быть максимально информативным. И если никак не получается уменьшить количество слов в слайде, то лучше всего разбить информацию на части и создать дополнительные слайды.

Нужно помнить, что люди обращают внимание либо на слайды, либо на ведущего презентации. Если лектор склонен к многословию, то ему стоит сопровождать слайды максимально сжатыми фразами. Считается, что в слайде не должно быть больше пяти подпунктов (bullet points), а каждый подпункт должен состоять из 5-6 слов. Это хорошее правило, но лучше постараться сократить количество буллет-пойнтов в слайде, а если есть такая возможность, обойтись вовсе без них. В некоторых случаях можно обойтись вовсе без текста, графика бывает не менее информативной.

Сложные переходы

В каждой новой версии PowerPoint появляются новые варианты переходов между слайдами. Некоторые переходы позволяют создавать потрясающие слайды, которые приведут аудиторию в восторг. Но только в том случае, если за дело берется профессиональный дизайнер с хорошим вкусом и глубоким знанием PowerPoint. Рядовому пользователю лучше не увлекаться слишком эффектными переходами. Во-первых потому, что на слабых компьютерах такие слайды могут зависнуть из-за недостатка ресурсов, а во-вторых потому, что красивые переходы лишь отвлекают внимание аудитории и не добавляют ничего к тому, что говорит лектор.

Конечно, переходы можно и нужно использовать, но будет лучше ограничиться максимально простыми вариантами. И ни в коем случае не выбирать случайный переход, так как это превратит слайд-шоу в визуальную кашу. Аудитория должна слушать, что говорит лектор и смотреть то, что он показывает. Если зрители начинают гадать, какой переход будет следующим, они отвлекаются, а это очень плохо. Использование сложных переходов является очень распространенной ошибкой, но многие пользователи раз за разом наступают на эти грабли, усложняя свои презентации и тем самым снижая их эффективность.

Неправильные шрифты и цвета

Никто не хочет создавать слайды, где будет черный Times New Roman на белом фоне. И не надо. Но некоторые впадают в противоположную крайность и создают слайды, слишком перегруженные шрифтами и оттенками. Презентация должна быть красочной, но все хорошо в меру. Чтобы не допустить эту ошибку, лучше всего использовать ограниченное количество цветов, которые хорошо сочетаются между собой.

То же самое касается и шрифтов. При создании презентации нужно выбирать те шрифты, которые хорошо читаются. Да, существует великое множество очень красивых рукописных шрифтов, но нужно понимать, что некоторые шрифты становятся совершенно неразборчивыми, если экран расположен далеко от зрителей. Желательно использовать один и тот же шрифт на протяжении всей презентации и не использовать несколько шрифтов в одном слайде.

Новички очень часто ошибаются, пытаясь разместить в одном красочном слайде как можно больше шрифтов. Это приводит к тому, что слайд выглядит неаккуратно и существенно теряет свою информативность. Да, простенький шрифт Georgia, может быть, выглядит немного скучно, но большинство людей предпочтут прочитать, что написано на экране вместо того, чтобы восхищаться фантазией создателя презентации.

Чтение слайдов ведущим

Одной из самых глупых ошибок, которую допускают создатели презентации, является чтение информации, размещенной на слайде. Такой подход очень сильно утомляет аудиторию и очень раздражает зрителей.

Чтобы сделать презентацию информативной и захватывающей, нужно помнить о двух очень важных моментах. Во-первых, каждый слайд презентации должен содержать краткую выжимку из той информации, которую пытается донести ведущий. Слайд должен на короткое время привлечь внимание публики, это поможет людям лучше понять, о чем идет речь. Но вместе с тем люди хотят слушать, что говорит ведущий, а не разбираться, в том, что изображено на слайде. Во-вторых, нужно всегда держать в уме тот факт, что слайд-шоу это не презентация. Презентация это то, что рассказывает ведущий. Слайды PowerPoint это всего лишь инструмент, который помогает лучше общаться с аудиторией. Хорошему лектору слайды вообще не нужны.

Но многие об этом забывают и выстраивают свою презентацию так, что им приходится читать то, что размещено на слайде. Выглядит это очень смешно: ведущий начинает свой рассказ, затем останавливается, читает текст, размещенный на слайде, затем вновь поворачивается лицом к публике, произносит пару фраз, а потом опять читает текст с экрана. Зачем некоторые так делают, совершенно непонятно. Любой человек в аудитории и так может прочитать слайд, зачем ему повторять то, что уже и так известно?

Использование сложных графиков и диаграмм

Сопровождение текста изображениями, графиками и диаграммами может существенно повысить эффективность презентации. Статистическая информация всегла привлекает внимание публики и некоторые этим злоупотребляют, пытаясь поместить в слайд как можно больше информации, представленной графическим способом. Это ошибка.

График может очень помочь донести важную мысль, но только в том случае, если он не слишком сложен для понимания. Терпение публики не безгранично, зрителям быстро начинает надоедать разбираться, что там означает красная линия, а что синяя. Если график или диаграмма не является понятными для большинства зрителей или лектор не может внятно объяснить, что изображено на слайде, эту часть презентации потребуется существенно переработать.

Скучные шаблоны

Лучше всего при создании презентации потратить немного времени на поиски подходящего шаблона. Можно даже создать свой собственный, если знания и навыки позволяют. Некоторые из предустановленных шаблонов вполне неплохие, но по какой-то непонятной причине неопытные пользователи выбирают самые неудачные из них. Нет ничего хуже для зрителя, когда он вынужден смотреть презентацию, поданную с помощью шаблона, который он уже сто раз видел. Это скучно и неинтересно, поэтому очень важно найти уникальный шаблон.

И не стоит забывать о простоте. Чем проще выглядит слайд, тем лучше. Черный текст на белом фоне выглядит не очень, но вот белый текст на черном фоне порой может стать идеально подходящим вариантом.

Видео и скриншоты

Очень часто бывает, что ведущему приходится приостанавливать шоу и доносить мысль с помощью иных выразительных средств. Например, нужно продемонстрировать видео с YouTube или посетить какой-нибудь сайт. Для многих презентаций такой подход может оказаться губительным, так как он сбивает темп рассказа. Если есть такая возможность, то лучше вообще отказаться от таких вставок, уместив все необходимую информацию в слайдах. PowerPoint позволяет прокручивать видео с YouTube, а для того, чтобы продемонстрировать возможности сайта, можно сделать скриншоты. Презентация должна быть максимально бесшовной для того, чтобы внимание аудитории не рассеивалось.

Белое пространство на картинках

Очень часто пользователи допускают ошибку, не удаляя белое пространство в изображении. Презентация может быть очень красивой и интересной, но до той поры, пока в слайде не появляется белый прямоугольник с изображением. Это может быть логотип или обычное слово, которое пользователь не особо напрягаясь нашел в поиске по картинкам. Такие слайды выглядят, как будто их делал полный дилетант, поэтому от белого пространства желательно избавляться при первой возможности. Если нельзя убрать белый цвет полностью, то нужно постараться хотя бы уменьшить пустое пространство вокруг картинки.

Визуальная доступность

Презентация может быть очень хорошей, но от нее не будет никакого толку, если зрителям, сидящим далеко от экрана, не будет видно, что изображено или написано на слайде. Очень многие новичка подписывают слайды слишком мелкими шрифтами, что является очень большой ошибкой. То, что хорошо смотрится на экране компьютера, станет совершенно неразличимым на расстоянии. Поэтому, если есть такая возможность, лучше заранее провести тестовую презентацию в выбранном для слайд-шоу помещении. Это очень важно для успеха. Ведь если слайды не видны тем, кто сидит сбоку или далеко от сцены, часть аудитории просто не поймет, о чем идет речь. Если же репетицию провести невозможно, то следует уделить большое внимание графике и шрифтам, сделав их максимально различимыми.

Мы обсудили целесообразность применения презентаций на уроке и сформулировали .

Ну что же, приступаем к практической части.

Желающие могут уже подумать над идеей итоговой работы. Мы решили не загонять вас в рамки одной темы и дать простор для фантазии. Хорошо было бы приурочить материалы к литературным юбилеям этого года. О них можно прочитать Но вы и сами можете выбрать предмет, тему и форму материала (игра, фрагмент урока, тест и т.п.). Основное условие: в вашем материале должно быть отражены темы Мастерской, т.е. вы должны показать, чему научились.

А теперь по теме...

Использование презентации PowerPoint на уроке дает широкие возможности для учителя и учащихся. Демонстрация моделей, иллюстраций, видео, анимационные и звуковые эффекты, элементы, привлекающие внимание к теме. К сожалению, очень часто учителя забывают о практической направленности презентаций и пытаются заменить ею себя и свою роль на уроке. Но как нельзя заменить речь учителя на уроке учебником, так нельзя и работу учителя заменить презентацией. Надо помнить, что:

1) Презентация - это иллюстративный ряд к уроку , а не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя, цели и задачи, правила, вопросы учителя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами - в презентации будет лишним.

2) Презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Помните, что лучше запоминается то, что делаешь своими руками, а не видишь на экране. Поэтому демонстрировать опыты, измерять, взвешивать, смешивать вещества, сравнивать размеры, массу, цвет лучше на практике, руками. В презентациях можно показать то, что невозможно осуществить на практике: модель Солнечной системы, к примеру, движение крупных объектов (машин, поездов, слонов) или опасный химический опыт.

3) Просмотр презентации требует определенных физических нагрузок , особенно на глаза, поэтому использование презентации необходимо дозировать. Не стоит выносить на экран весь урок от начала до конца, а только отдельные элементы. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20 минут, но это не значит, что дети 20 минут подряд смотрят на экран. Обязательно чередовать работу с презентацией и практическую, письменную работу, смену позы, например, при работе в группах или парах, подвижную игру, физминутки. А также учитывать возможности организма при подборе графических материалов для презентации и в ее оформлении.

4) Презентация - это иллюстрация к уроку, а не развлечение , поэтому необходимо тщательно подходить к отбору иллюстративного ряда и эффектов. Некоторые учителя, обнаружив в Интернете сайты с анимированными картинками, с детским восторгом размещают их в презентации, где нужно и где не нужно. Помните, пестрота и мелькание - это дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему, отвлекающий фактор для детей. Да, ученики начальной школы любят все яркое и двигающееся, но цель урока - дать знания и закрепить умения, а не развлечь. То же самое относится и к неоправданному использованию эффектов анимации.

Итак, учитывая вышеизложенные тезисы, проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки начинающих пользователей программы создания презентаций.

Ошибка 1.

Думаем, а нужна ли эта информация детям? Нет. Кому нужна? Коллегам? Если открытый урок, то возможно, но презентация создается не для коллег, а в качестве иллюстративного ряда к уроку для детей. Значит, оставляем тему, цели и задачи в конспекте для коллег, в презентации для детей они не нужны.

Бывают исключительные случаи, когда тему с помощью учителя формулируют сами дети. Тогда, возможно, размещение темы на слайде в качестве подведения итога беседы на определенном этапе может быть оправдано, но только если это соответствует структуре урока.

Ошибка 2.


Не нужно выносить на слайды слова учителя. «Определи, докажи, соедини, проверь, отгадай» - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для фронтальной работы, тем более для слабо читающих детей в 1 классе. Исключение: тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 3.



Какие видим ошибки?

Вроде все так ярко и красиво. Детям понравится? Понравится, дети такое любят. А разве цель урока - порадовать детей? Нет, чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, урок есть урок.

Что мы видим? Слишком пестрый фон со множеством объектов. Дети будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».

На образце мы видим, что, фон стал бледным и объекты на нем выделяются и становятся более четкими.

Но старайтесь ограничивать себя в порывах использовать яркие, пестрые фоны, особенно если для материала, с которым вы собираетесь работать, вообще не нужен такой фон. Лишние рисунки только отвлекают от изучаемого материала и напрягают зрение детей.

Ошибка 4.

Многие учителя, только познакомившись с возможностями программы, начинают на слайдах устанавливать чуть ли не ко всем объектам интересные анимационные эффекты - выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Ну, а как же, так весело все выпрыгивает, выпадает! Ладно, поиграли немного дома за компьютером и хватит. На уроке это лишнее.

Во-первых, использование анимации задерживает урок и отнимает драгоценное время, которое вместо созерцания падающих букв можно потратить на что-то более полезное.

Во-вторых, опять же отвлекающий фактор. Это позабавит детей, да - и всё? Должна быть польза от любого приема или метода, использованного на уроке. Если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например, «письмо» от героя с эффектом «пишущей машинки» или появление картинки, ответа, то использовать их не нужно.

Тем более, вообще не рекомендуется анимировать авторские данные на титульном листе - это неуважительно по отношению к пользователям, так как они должны будут ожидать, пока выпадут (проявятся, выползут) все слова на титуле, а это очень неудобно.

Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе, при смене слайда появляется сперва чистый слайд, а потом выползает название или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть - забирает время, раздражает.

То же относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.

Ошибка 5.

Каждый создатель презентаций должен помнить, что показывать ее он будет большой аудитории. Кто-то сидит прямо перед экраном, а кто-то в 5-6 метрах от него. Соответственно, надо учесть, что сидящим далеко будет хуже видно некоторые объекты на экране, а значит, опять же будет сильное напряжение для зрения. Старайтесь не размещать на слайде слишком много мелкого текста и мелких рисунков. Минимальный размер шрифта для презентации 28-й. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и теста на слайдах вообще должно быть как можно меньше.

Ошибка 6.

Сравним два слайда.

Мы видим, что на первом слайде текст нанесен на шаблон слайда с однотонной поверхностью, на втором - на готовый шаблон с дизайнерским оформлением. Какой из них более эстетичен и удобен? Думаю, первый. Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст никак не должны соприкасаться с элементами оформления шаблона. Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и осторожным, тем более в презентациях для детей. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда можно сделать фон градиентным из двух оттенков цвета. Обращаться к готовым шаблонам в начальной школе вообще не стоит.

Ошибка 7.

Сразу бросается в глаза различие иллюстративного ряда. Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки.

Ошибка 8.

Когда смотришь на такой рисунок, хочется протереть глаза, как будто они стали плохо видеть - размытое, растянутое изображение очень напрягает зрение. Поэтому для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.

Ошибка 10.

Здесь ошибка создателя презентации заключается в подчеркнутых словах. Подчеркиванием в презентациях выделяются гиперссылки, при щелчке по такому слову осуществляется переход к другому слайду, документу, странице в Интернете. Поэтому, если слово не является гиперссылкой, выделять его подчеркиванием не рекомендуется - это введет в заблуждение пользователей.

Ошибка 11.

Все используемые в презентации материалы имеют своих авторов, будь-то фотографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы. И если вы сами не являетесь автором, необходимо разместить в конце презентации ссылки на странички в Интернете, где вы нашли эти файлы, либо выходные данные диска или книги, если вы таковыми пользовались. Конечно, по закону, надо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но автор не всегда известен, поэтому лучше не брать на себя ответственность и возложить ее на владельцев сайтов в Интернете, которые разместили файлы в сети. Ваша задача - как минимум дать ссылку на использованный источник.

Ошибка 12.

Ну и, конечно, не забывайте о собственных авторских правах! Подписывайте свои презентации и другие авторские материалы на титульной странице. В противном случае, при копировании ваших материалов кем-то где-то вам будет трудно доказать свое авторство, а плагиат очень распространен, к сожалению. Уважайте свой труд!

Итак, подведем итог и составим список правил, позволяющих создать качественную презентацию к уроку:

1. Не следует размещать на слайдах для урока цели, задачи, список оборудования.

2. Если презентация предназначена для фронтальной работы с классом, не надо размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, учитель может озвучить их сам.

3. Будьте осторожны с пестрыми фонами. Фон не должен напрягать глаза и мешать работе с объектами на слайде.

4. Использование анимационных эффектов должно быть оправдано и осторожно. Ничего лишнего и раздражающего. Не присваиваем анимацию к объектам на титульном слайде и к заголовкам.

5. Не нужно размещать на слайдах много текста (оптимально не более 6-8 слов), шрифт и рисунки должны хорошо просматриваться с любого места в классе. Используем шрифт не меньше 28 кегля. А лучше - крупнее.

6. Осторожно используем готовые шаблоны для слайдов. На слайде не должно быть посторонних объектов, если они перекрывают текст, создают пестрый фон для текста или рисунков, мешают другим объектам на слайде. В одной презентации очень не рекомендуется использовать разные шаблоны оформления, соблюдайте единый стиль презентации.

7. Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.

8. Не следует растягивать небольшие графические файлы, делая их размытыми или искажая пропорции, лучше поищите подходящего размера другие.

9. Не используйте для выделения слов на слайдах подчеркивание, лучше выделите цветом, размером или насыщенностью.

11. Обязательно подписывайте свою презентацию, размещайте свои данные на первом слайде.

Позже мы подробнее рассмотрим некоторые приемы и технологии создания хорошей презентации.

А теперь проверочная работа.

Отписываемся в комментариях к этой теме - перечисляем найденные ошибки.

Удобнее нажимать "Добавить комментарий" , а не "ответить" - легче отследить новые ответы на задание

"Ответить" нажимаем, если хотим ответить на чей-то комментарий, дать совет данному пользователю.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

Спасибо вам, коллеги, за внимание и оперативность!

По-моему, нашли все серьезные ошибки.

Причем даже те, на которые я уже и сама внимания не обращаю

Надо сказать, что в былые времена эта презентация считалась одной из лучших (на фоне других), теперь же все мы увидели, сколько в ней недочетов. Хотя признаюсь, я еще целенаправленно ошибок добавила, например, звук при появлении картинок и при смене слайдов, да и сама смена слайдов через черное - многие отметили, что это раздражает. Вот именно!

Я думаю, все согласятся, что самая серьезная ошибка - это отсутствие комментария по работе со слайдами. Я, как автор, знаю, что и как я предполагала делать с изображенным в презентации, вы, как читатели, не всегда меня понимали.

Поэтому ВСЕГДА делайте сопровождение к своим презентациям, если вы их публикуете для коллег - не каждый способен угадать, что вы задумали и понять вас без пояснительной записки.

Почти все обратили внимание на использование разных шаблонов в презентации. Но… Не забываем, что использование разнообразных шаблонов не запрещается, а ограничивается. Т.е. если есть необходимость, это делать можно. Нельзя хаотично размещать разные шаблоны в презентации. Если вы обратили внимание, в начале презентации речь идет о виде Земли из космоса, поэтому фон темный - космический. Когда разговор переходит к воде, то фон ассоциируется с водной стихией. Так что здесь ошибки нет. А вот фон на последнем слайде хоть и соответствует теме урока, но из общего стиля выбивается.

Так же правильно указали на навязчивую анимацию, которая отвлекает и искажает фотографии. Сейчас бы я сделала появление рисунков и подписей менее агрессивным - использовала бы анимацию Выцветания или Увеличения без всяких прыжков, скачков вылетов.

Разный шрифт и разнобой цветовой гаммы - это точно.

Разные по формату фотографии - с белым фоном и обычные. Сразу бросается в глаза. Надо заменить либо те, либо другие.

Мелкие картинки, на которых трудно что-то разглядеть.

Серый шрифт на голубом фоне.

Слова учителя, без которых можно обойтись в презентации и сказать их устно.

На 1 и 2 слайде слишком много текста. Практически все, что там есть, учитель может сказать сам или подвести к выводу детей.

Анимационная картинка слишком мелкая и слишком быстро крутится. Сейчас бы я заменила ее настоящей фотографией Земли из космоса большого размера.

Домашнее задание слишком обширное, чтобы его переписывать. Поэтому нет смысла его выносить на слайд, разве что для визуалов, которые лучше запоминают то, что прочитают, чем то, что услышат. В идеале такое задание лучше давать на листочках (в учебнике его нет).

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.3 (50 голосов)

Рассказать друзьям