Профессиональный выбор секреты выбора профессии. Секреты выбора профессии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Секреты выбора профессии:

«Хочу» - «Могу» - «Надо»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжать учиться или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по его профессиональной деятельности. Как найти себя в этой жизни? Что поможет нам сделать тот единственный, правильный выбор?

Как любое путешествие начинается с желания отправиться в него, так и любое призвание начинается с желания найти лучшее в себе. Поэтому восхождение на гору призвания - это восхождение внутри нас. И первый помощник в нашем восхождении - «хочу» , иначе говоря, наши эмоции: желание, любопытство, интерес.

Тебе по душе лавры знаменитого футболиста? Замечательно. А ты не прочь петь на сцене Большого театра? Еще лучше. Все это напоминает желания малышей: стать дворником, чтобы гулять, когда вздумается, или продавать мороженое, чтобы наесться его до отвала. И в том и в другом случае интерес вызывает кажущийся или подлинный, но результат профессии. Да, признаками труда считаются: мечта, действия, результаты. Но результаты стоят на последнем месте, следуют за мечтой, идеей и, главное, за каждодневными действиями, о которых мы, как правило, имеем самые смутные представления. Любой человек, не задумываясь, совершает трудовые действия, схожие с профессиональными. Ты пришиваешь пуговицу - то же делает и портной. Ты учишь читать младшего братишку - чем не педагогический опыт?! Тебе нравится возиться с аквариумными рыбками, кормить их, украшать аквариум диковинными водорослями - но то же, только в других масштабах, делает и ихтиолог.

Возможно, ты замечал, что одно тебе удается лучше, а другое - хуже. Скажем, ты берешь молоток и вовсе не уверен, что твой скворечник выйдет не кособоким. Но если у тебя в руках кисть и банка краски - ты уверен, покрасишь что надо. Одному удается все, что связано с техникой: и пробк и заменит, и приемник между делом, играючи отремонтирует. У другого из рук все валиться, зато именно он может подбить сверстников на любую затею, пользуется у них авторитетом как врожденный организатор.

В этом смысле каждый человек изначально талантлив. Только один развивает свой талант, другой зарывает его в землю, а большинство не замечают, и чем дальше, тем больше призыв судьбы глохнет, зарастает сорняками неверия, скептицизма, подневольности и усталости. А как часто приходится слышать в школе, в семье: зачеркни в себе это, избавься от того, а когда выкорчуешь - на этом месте насади что-то совсем иное. Как говориться, «до основания, а затем…». И человек, проявляя недюжинную волю, избавляется от одного, другого, третьего, глядишь, годам к тридцати уже и устал, и разочаровался.

Но на пустыре не соберешь тучного урожая. Выкорчевывая, пусть даже не самое лучшее, изменяешь неповторимое сочетание, именуемое личностью. Человек широк. В нем всякого разного столько найдется, что на самый взыскательный выбор хватит, да еще и останется. Всегда можно опереться на то, что есть в человеке. Открыть в себе лучшее, важное, стать тем, кем ты должен стать.

Но что же на самом деле движет человеком? Побуждает его к тем или иным действиям? Какая таинственная сила сортирует и запечатлевает во всемогущей памяти те или иные следы полученных впечатлений? Какая сила извлекает их из памяти помимо нашей воли? Раньше казалось - сознание. Но исследования ученых показали: в основе основ наших поступков лежат глубинные жизненные устремления, потребности. Порой о них мы и не задумываемся, они управляют нами помимо нашего сознания.

Возьмем, к примеру, отношение человека к работе. Как правило, в труде человек удовлетворяет сразу несколько потребностей: материальную, социальную - стремление к престижу, к уважению окружающих - и, наконец, творческую. Все они нужны. Важно только, чтобы какая - то из мотиваций не стала уродливо преобладающей, не затмила остальные.

Человек занимает, например, такую позицию: заработок, и ничто другое. В этом случае все его помыслы будут направлены на стремление получить побольше денег, и, скорее всего он начнет стремиться получить их любой ценой и любыми средствами, подчас во вред самому делу. Если же труд становиться только инструментом для достижения социального успеха, престижа, появляется тип личности, которую мы называем «карьерист».

Но есть одна очень важная, сравнительно недавно открытая психофизиологическая закономерность: наш мозг устроен так, что все силы нашего организма, наша интуиция всегда работают на ту потребность, которая в данный момент занимает господствующее положение. Поэтому я никогда не сделаю ничего выдающегося - ничего не открою, не изобрету, не стану виртуозом, если у меня любовь к самому делу не занимает достаточно важного места в системе моих интересов.

И еще одна закономерность: удовлетворение одних потребностей не замещает неудовлетворенность других! А неудовлетворенные потребности могут принимать самые неожиданные формы - приводить к депрессиям и опустошенности, жестокости и самомнению, нетерпимости и зависти… Так стоит ли за суммой результатов терять собственную жизнь. Ведь жизнь больше любых результатов. Жизнь - это прежде всего любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь… Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое?

Вот несколько заповедей:

1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?

2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!

4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

5. Выбирай по душе не профессию, а связанный с нею образ жизни и подходящий тебе вид деятельности.

6. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому!


ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ЭТО СЛОЖНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ШАГ, ОТ КОТОРОГО БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ВСЯ ВАША ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ .

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЫВАЙТЕ:

þ Ваши интересы (что интересно на уровне хобби, а что может стать профессией)

þ Собственные склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе

þ Сведения о профессиях, которые соответствуют вашим интересам и способностям

þ Состояние вашего здоровья, советы вашего врача

þ Возможность получить выбранную специальность (обучение)

þ Возможности трудоустройства

Кем быть в мире профессий?

Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни. 3

ВЫБОР ПРОФЕССИИ- ПУТ ВКА В ЖИЗНЬ! Тема урока «Основы выбора профессии»

Вспомним Узнаем Научимся

Группы профессий по условиям труда Б О Н М Отделы профессий в зависимости от орудий труда Р М А Ф Классы профессий по целям труда: Гностические Преобразующие Изыскательские Цель. Цель.. Цель.. Типы профессий по предмету труда: Ч-П. Ч-Т. Ч-Ч Ч-З Ч-З.

Предметы труда Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ 1 А

Утверждение дня Я выберу будущую профессию с умом и любовью к СЕБЕ, и МОЕ рабочее время будет проходить ИНТЕРЕСНО и с ПОЛЬЗОЙ.

Способности Возможности здоровья Профессиональ ная квалификация Возможность трудоустроитьс я, уровень спроса на рынке труда Интересы и Склонност и Формула выбора профессии «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» могу хочу надо

хочу могу надо Способности Возможности здоровья Профессиональная квалификация Возможность трудоустроитьс я, уровень спроса на рынке труда Интересы и Склонност и

мотив - то, что побуждает человека к действию

МОЙ ЦВЕТ Активные, энергичные, деятельные Испытывают потребность в похвале, важен статус в коллективе Мечтательные, с богатым воображением Чувствительные, впечатлительные, уравновешенные

кто я Нарисуй человечка, состоящего из ДЕСЯТИ элементов, используя эти фигуры:

Геометрические фигуры (результаты теста) 6-8 5 4 3 1 Тип руководителя Ответственный исполнитель Склонность к индивидуальной работе Тип учёного Интерес к искусству и человеку Изобретатель, художник, конструктор

мой тип темперамента

ХОЛЕРИК- ЛИДЕР Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.

ФЛЕГМАТИК Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, терапевты, электрики, агроном, водители, научные работники ботаники, астрономы, физики, математики.

Современная классификация профессий по Е. А. Климову Человек- природа: люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой(ветеринар, агроном). Человек-техника: лётчики, водители, токари. Человек человек: учитель, врач, продавец. Человек- знаковая система: бухгалтер. Человек-художественный образ: музыканты, художники, актёры

Василий Никитич Татищев (1686г.-1750г.) Историк, географ, государствен ный деятель.

Классификация видов деятельности по В. Н. Татищеву Нужные науки- образование, здравоохранение, экономика, право. Полезные науки-сельское хозяйство, физика, биология, математика. Щегольские или увеселяющие науки литература, искусство. Тщётные науки алхимия, астрономия. Вредительские науки колдовство.

пожелания НЕ бойтесь перемен! НЕ думайте только о престижности профессии. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. НЕ бойтесь никакого своего решения. У вас есть право на ошибку, на поиск. Разработайте собственный план список необходимых для выбора профессии действий.

Желаю вам выбрать такую профессию, которая будет приносить и моральное, и материальное удовлетворение.

Хочу- могу- надо

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.


  • Материальный достаток
  • Круг общения
  • Интересы
  • Счастье в жизни

  • Профессия
  • Специальность
  • Квалификация
  • Должность

  • Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
  • Специальность – вид занятия в рамках одной профессии.
  • Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
  • Должность- это место, занимаемое человеком в организации.

  • 1. врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
  • 2. учитель математики высшей категории, директор школы.
  • 3. Инженер – механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
  • Токарь – карусельщик 6 разряда, бригадир 3-й бригады.
  • Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.


  • Профессия, специальность, квалификация это то, что продает человек на рынке труда.
  • Время от времени одни профессии и специальность становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

  • I группа – «Самые модные профессии»
  • II группа – «Самые забытые профессии»
  • III – группа- «Профессии, которые всегда нужны»
  • IV- группа «Самые отважные профессии».

  • юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п .

  • Конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.п

  • Врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар. бухгалтер, слесарь- водопроводчик, и т.п.

  • Пожарный, каскадер, моряк- подводник, летчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т.п.

Редкие профессии

1. Актуарий

9.Манимейкер

2.Аудитор веб-сайтов

17.Профконсультант

10.Маркшейдер

11.Мерчендайзер

18.Саунддизайнер

4.Гринкипер

19.Сомелье

12.Парфюмер

5.Звонарь

13.Пастижер

6.Имиджмейкер

20.Стеклодув.

21.Стрингер

7.Копирайтер

15.Пит-босс

22. Таксидермист

23.Смотритель гольф-полей

16.Промоутер

24.Чайный мастер


  • Общество
  • Страна

  • Давление родителей
  • Отсутствие знаний о выбранной профессии
  • Погоня за модой
  • Переоценка собственных сил и способностей

  • a × b = S

правильный выбор профессии.


  • - ХОЧУ – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  • - могу – это все, что мне по силам, по способностям;
  • - надо- это все, что нужно для общества, страны.
  • Осознанный выбор –это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

  • Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов.
  • Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения.
  • Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30с.

  • 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

  • 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность

  • 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

  • 3 треугольника. Тип ученого. рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

  • 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

  • 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Тип занятия – комбинированный

ДЦ : создать условия для формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
  • развивающая:
  • способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
  • воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемное изложение материала
  • частично-поисковый

Форма организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал для групповой работы;
  • рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению;
  • видеофрагменты;
  • презентация ученика о своей будущей профессии;
  • презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы
  • документкамера,
  • фотостенд “Мир профессий”

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.

Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.

Согласны ли вы с этими словами? Почему?

А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?

Какой же вывод напрашивается?

(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель: Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ. См. приложение № 1)

Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)

Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)

4. Объяснение нового материала

Учитель: Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?

(Просмотр видеофрагмента: диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)

(Ответ: потому что профессия бухгалтера не соответствовала ее психологическим особенностям).

Учитель: Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.

Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? - Вернемся к формуле выбора профессии.

(Работа на интерактивной доске)

Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.

5. Осознание и осмысление первичной информации

Учитель: Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара. См. приложение № 3)

Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?

Что не учла? Почему?

(Оценивание проекта другими учениками)

6. Практическая работа (работа в группах) См. приложение № 4

Учитель: Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий

(групповая работа и презентация результатов групповой работы).

Психологический тест.

Учитель: Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).

7. Рефлексия

Что нового ты сегодня узнал на занятии?

Какие трудности испытывал и почему?

Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?

Рассказать друзьям